Правила поступления в 2014 году: как обеспечить прием в ВУЗы на фоне снижения числа выпускников

Статья из белорусской республиканской газеты «Звязда» в переводе на русский язык.

Как заполнить бюджетные места в ВУЗах без угрозы девальвации диплома?

Обсуждение Правил приема в высшие и средние специальные учебные заведения, которое состоялось на совещании у главы государства, наверное, мало кого оставило равнодушным. Оно и понятно: вступительная кампания всегда имела большой политический и социальный резонанс в нашем обществе, поскольку затрагивает интересы не только абитуриентов и их родителей, но и родственников, друзей, школьных учителей, заказчиков кадров.

— В основу действующего порядка приема положен принцип социальной справедливости и широкой доступности образования, поэтому сегодня каких-то острых проблем в организации приемной кампании нет. И никаких революционных изменений новая редакция правил не содержит, — успокаивает министр образования Сергей Маскевич. — Вместе с тем из-за демографии в последние годы существенно уменьшилось количество выпускников, что сказалось на обеспеченности отдельных отраслей экономики трудовыми ресурсами. Так, за время действия нынешних правил приема, то есть с 2006 года, количество выпускников базовой школы уменьшилось со 147 до 87 тысяч и с 96 до 60 тысяч уменьшилось количество выпускников средней школы. А нам очень важно равномерно обеспечить кадрами с профессионально-техническим, средним специальным и высшим образованием все отрасли экономики, что неоднократно отмечал и Президент страны.

В прошлом году на показателях набора в ВУЗы сказалась не только демографическая ситуация, но и приоритеты молодежи при выборе профессии, основанные на ожидании будущей материальной выгоды. Незаполненными остались в государственных ВУЗах 2400 бюджетных мест, но, несмотря на это обстоятельство, 40400 абитуриентов сделали выбор в пользу платной формы обучения. «Очевидно, что для обеспечения приоритетности бюджетного набора целесообразно внести коррективы в Правила приема», — подчеркивает Сергей Маскевич.

Так, предлагается дать возможность участвовать в конкурсе по целевой подготовке всем абитуриентам, независимо от места их проживания, и увеличить целевой прием абитуриентов в ВУЗы по сельскохозяйственным специальностям до 60% от контрольных цифр приема, а по другим специальностям — до 40%.

В учреждениях среднего специального образования целевой набор может быть увеличен на сельскохозяйственных и медицинских специальностях до 60% и до 30% — по другим специальностям. А вот отдельный конкурс для выпускников сельских и городских учреждений образования планируется отменить.

Для того, чтобы привлечь способную молодежь на педагогические специальности, решили дать возможность поступать туда без экзаменов победителям областного и Минского городского этапов республиканской олимпиады по учебным предметам, а также школьным медалистам и выпускникам средних специальных учебных заведений с дипломом с отличием. Правда, для этого будущим педагогам предстоит получить рекомендацию педагогических советов учреждения образования, которое они закончили.

Но, пожалуй, главная интрига заключается сегодня в том, что будут дальше делать с нижней планкой ЦТ? Из-за повышения нижнего порога на централизованном тестировании в прошлом году не смогли полностью укомплектоваться не только сельскохозяйственные, некоторые технические, но и военные специальности.

Не преодолели нижний порог тестового балла, определенный для претендентов на получение высшего образования, 40 682 человека, или почти 36% от общего числа участников ЦТ. После тестирования по математике из приемной кампании выбыл каждый третий участник ЦТ. Еще больше абитуриентов не выдержали экзамен по физике...

Подавляющее количество абитуриентов Белорусского государственного университета информатики и радиоэлектроники сдают на ЦТ именно физику и математику. Интересно, а что думает о нижнем пороге на вступительных экзаменах его ректор?

— Я считаю, что на входе в ВУЗы должен быть какой-то барьер, который бы заставил абитуриентов напрягаться, — подчеркивает Михаил Батура. — Но нижний порог не может быть общим для всех. И как раз об этом шла речь на совещании. Нельзя доводить до всех единую цифру: нужно учитывать и специфику ВУЗа, и спрос на рынке труда на тех или иных специалистов, и то обстоятельство, кто реально сможет усвоить учебную программу, так как не всегда и не всех студентов можно «подтянуть» по школьной программе. В нашем университете, даже несмотря на повышение нижнего порога на ЦТ, проблем с заполнением мест не было. И, честно говоря, мы в этом году очень довольны качественным составом наших первокурсников.

Но надо понимать, что обучение в техническом ВУЗе очень сложное. Я считаю, что у нас довольно большой процент отчислений из-за неуспеваемости — за год отчисляется где-то 10% от общего числа студентов всех курсов. Поэтому, снижая планку требований, нужно понимать, какие последствия могут быть у такого решения.

А вот по мнению председателя Совета ректоров ВУЗов, ректора Белорусского государственного экономического университета Владимира Шимова, нельзя решать проблему набора на какие-то специальности за счет резкого ухудшения качества отбираемого контингента.

— Установлено, что только 45-50% от каждого школьного выпуска способны эффективно осваивать учебные программы высшей школы, — утверждает Владимир Шимов. — Существуют и другие эффективные способы привлечения на не очень популярные у абитуриентов специальности. Например, значительное увеличение стипендии за счет заинтересованных министерств и региональных органов власти, или, например, стопроцентного обеспечения иногородних студентов местами в общежитиях.

Каким же будет решение Министерства образования? До вступительной кампании осталось совсем мало времени. Поэтому глава государства поручил оперативно доработать проект Указа об утверждении новой редакции Правил приема. А вот определения нижнего порогового значения на централизованном тестировании, судя по всему, придется подождать...

Надежда Николаева. Газета «Звязда», 13 марта 2014 года.
Оригинал на белорусском языке: zviazda.by/2014/03/35166.html

Смотрите другие статьи по образованию и методике преподавания физики в школе.