Как поднять качество инженерного образования? Ответы искали на международной конференции в БГУИР

Статья из белорусской республиканской газеты «Звязда» в переводе на русский язык.

Как вернуть славу отечественной инженерно-технической школе, поднять престиж инженерного образования и выпускать на рынок труда конкурентоспособных молодых специалистов, готовых немедленно решать производственные задачи? Ответы на эти вопросы искали участники международной конференции «Высшее техническое образование: проблемы и пути развития», которая прошла в БГУИР.

— Как показывает практика, для того, чтобы быть успешным, мало иметь одну узкую квалификацию. Сегодня гарантия успеха заключается в многопрофильности, — поделился своими мыслями первый заместитель министра образования Вадим БОГУШ. — Что касается перспектив развития технического образования, то здесь важную роль будет играть практико-ориентированное обучение, работа с непосредственными заказчиками кадров, их участие не только в планировании цифр подготовки специалистов и разработке учебных планов и программ. Существует определенный период, так сказать, вхождения в дело, адаптации выпускника ВУЗа к производству. Для того, чтобы минимизировать этот период, нужно, чтобы курсовые и дипломные проекты выпускников были нацелены на решение конкретных практических задач, которые стоят перед предприятиями-заказчиками кадров, и выполняются на их производственной базе.

Уже на базовом этапе учебы в техническом университете нужно постепенно менять структуру процесса обучения в сторону более тесной связи теории и практики, практической значимости инженерных знаний.

Среди проблем преподаватели технических ВУЗов упоминают относительную отсталость образовательных программ. Стремительный прогресс в сфере информационных технологий сопровождается ростом спроса на высококвалифицированные кадры, подготовить которые могут только ВУЗы с хорошо организованным учебным процессом, отлаженной системой качества, опытными преподавателями и актуальной образовательной программой. При этом нужно активно сотрудничать с предприятиями, заинтересованными в подготовке кадров для своей отрасли. На базе учебных заведений необходимо создавать образовательные центры, лаборатории и рабочие площадки для перспективных студенческих проектов. Хорошим примером взаимодействия высшей школы с реальным сектором экономики является БГУИР. Университет сотрудничает с большим количеством крупных IT-компаний. Такое сотрудничество позволяет ВУЗам совершенствовать собственные учебные программы, развивать внутреннюю техническую базу. Но не все отрасли экономики способны делать такие финансовые вложения в систему образования и совершенствовать как теоретическую, так и практическую составляющую обучения.

Сегодня примерно треть специалистов с высшим образованием составляют в нашей стране инженеры, но белорусской экономике остро требуются инженеры новой формации, инноваторы. Причем с ростом инвестиций в сферу высокотехнологичной и наукоемкой работы потребность в высококвалифицированных кадрах будет расти. Современный инженер — не просто «производственник», а специалист, понимающий экологические, экономические, социальные и другие нужды общества. Он должен отличаться научной и технической эрудицией, стремлением к постоянному развитию профессиональных интересов, критическим подходом к поиску конструктивных решений проблем, умением работать с людьми. В любой области настоящий инженер должен действовать самостоятельно, инициативно и творчески.

На конференции прозвучало интересное предложение — присуждать звание инженера не после окончания ВУЗа, а, как это принято в ряде стран, только после достижения выпускником практических результатов на производстве.

Надежда Николаева. Газета «Звязда», 26 ноября 2014 года.
Оригинал на белорусском языке: zviazda.by/2014/11/62132.html

Смотрите другие статьи по образованию и методике преподавания физики в школе.