Социологическое исследование ЕсооМ о выборе профессии учащимися ССУЗов

Статья из белорусской республиканской газеты «Звязда» в переводе на русский язык.

Чтобы стать профессионалом, требуются желание и упорство

«Что для вас наиболее важно в будущей работе?» — поинтересовались у учащихся средних специальных учебных заведений авторы социологического исследования. И получили следующие ответы.

  • «Быть самостоятельным» — так считают 41,2% респондентов.
  • «Иметь высокий заработок» — 37,1%.
  • «Чувствовать себя профессионалом» — 36,3%.
  • «Иметь хорошие условия труда» — 36,7%.
  • «Сделать карьеру» — 35,5%.
  • «Продолжить образование» — 39,8%.
  • «Завоевать уважение людей» — 28,5%.
У участников опроса была возможность выбирать несколько из предложенных вариантов ответов.

Исследование проводилось аналитическим центром ЕсооМ и охватило 1635 респондентов из 96 учреждений среднего специального образования.

– Нашей целью было выяснить мотивы доминирующего выбора профессии, оценить степень удовлетворенности условиями обучения, коллективом и своими преподавателями, — рассказывает директор центра ЕсооМ Сергей Мусиенко. — Также нас интересовали планы и ожидания учащихся, связанные с приобретением специальности, и мысли молодых людей о престижности профессии и вообще об авторитете системы профессионально-технического и среднего специального образования в обществе.


Высшее или среднее специальное?

Не секрет, что в последние годы проблема с заполнением учебных аудиторий встает все чаще не только перед руководителями профтехучреждений. Средние специальные учебные заведения также сталкиваются с недобором даже на бюджетные места.

– После распада СССР на постсоветском пространстве начались бурные, не всегда понятные и контролируемые изменения в системе образования всех уровней. Появились частные высшие учебные заведения. Стала развиваться платная форма обучения в государственных ВУЗах. И все больше выпускников стремились любой ценой получить именно высшее образование, причем интересовали молодежь преимущественно экономика и право. Такая ситуация очень быстро привела к серьезному дисбалансу кадров по многим специальностям — строительным, металло- и деревообработки, сельского хозяйства, легкой и пищевой промышленности. Там образовался дефицит кадров, поскольку приток молодежи существенно сократился, — объясняет Сергей Мусиенко. — И хотя Беларусь — одна из немногих стран СНГ, где не допустили разрушения системы подготовки рабочих кадров и специалистов среднего звена, тем не менее инерционные процессы коснулись и нас.

Преподавательский состав дважды испытал на себе непредсказуемый прессинг: в начале 1990-х годов — от общего хаоса и неопределенности, и на рубеже веков — от рыночных подходов и оценок. Высококвалифицированные специалисты в своем деле, преподаватели и мастера производственного обучения хорошо видели разницу между своей зарплатой и тем, что они могли получать в частной компании или на крупном предприятии. Поэтому текучесть кадров не миновала и систему профессионально-технического и среднего специального образования.

При этом сегодня, как правило, управляют этими учебными заведениями выходцы из системы профессионально-технического и среднего специального образования. Это люди, которые лучше других понимают важность подготовки для страны рабочей элиты.

Между тем, исследование показало, что среднее специальное образование имеют более 50% родителей всех учащихся ССУЗов. Интересно, а насколько существенным было их влияние на профессиональный выбор своего ребенка?


Выбор по призванию или «за компанию»?

– Никто не станет оспаривать тот факт, что от правильности выбора профессии зависит очень многое в жизни: и уверенность человека в себе, и оптимистичное видение своего будущего, и его самореализация, и стремление к личному росту, — рассказывает Сергей Мусиенко. — С психологической точки зрения, правильный выбор — это выбор по призванию, который исключает такие легкомысленные варианты, как «за компанию», «случайно» и «надо было где-то учиться». Профессиональное призвание опирается на понимание самого себя, своих интересов, склонностей, а также на трезвое представление о своих способностях, включая и такие качества, как терпение, настойчивость и самодисциплина. Поэтому очень важно, что на первое ранговое место учащиеся поставили именно мотив «Мне нравится профессия» — так ответили 61,3% респондентов!

25% учащихся ССУЗов сообщили, что на их выбор повлияла семья. Исследователи заметили, что довольно высокий процент родителей учащихся ССУЗов имеют высшее образование, тем не менее их дети учатся в колледжах. О чем это может свидетельствовать?

– Возможно, им не понадобилось то, что они изучали в ВУЗе, либо они разочаровались в своей профессии, — рассуждает Сергей Мусиенко, — и это результат их недовольства высшим образованием. Сегодня совсем не редкость, когда люди работают на рабочих местах, которые или вовсе не соответствуют профилю полученной ими специальности, или полученные знания они могут применить там лишь частично. Так откуда взяться удовлетворенности собственной жизнью?

Между прочим, престижность учебного заведения имела значение для 27,8% учащихся ССУЗов. 16,2% признались, что руководствовались реальными возможностями трудоустройства после окончания учебы. В то же время существенный вес занимают и узкоутилитарные или вообще спонтанные мотивы:

  • «Здесь учиться ближе к дому» — 13,5%;
  • «Надо было где-то учиться» — 10,6%.
  • «Не поступил (не поступила) в ВУЗ» — 10,9%;
  • «Случайно» — 10,4%;
  • «Здесь был меньший конкурс» — 3,6%
  • «Здесь легче учиться» — 3,7%.

Очень обидно, что среди факторов влияния отсутствуют сами учебные заведения: их реклама, пиар-акции, конкурсы — все то, что используют, например, ведущие ВУЗы. Вообще в источниках получения информации о своей специальности присутствуют некие «информационные ножницы»: противоречие, по мнению исследователей, заключается в том, что основную массу информации молодежь получает из телевидения, радио, прессы и интернета, однако в оценках учащихся эти источники занимают далеко не первые места. Газеты как источник информации упомянули только 11% учащихся ССУЗов, телевидение — 13,2%, журналы — 6,3%, радио — 3,9%. Правда, интернет как источник сведений о специальности указали 45,4% респондентов.

Зато очень эффективно работают такие информационные каналы, как «друзья и знакомые» (34,3%), «семья» (39,4%) и «школа» (27,8%). Довольно существенное влияние оказывают и Дни открытых дверей, которые проводят учебные заведения — 15,3%.


Шансы на «место под солнцем»

55% учащихся средних специальных учебных заведений планируют после окончания обучения устроиться на работу. И примерно столько же — продолжить свое обучение. А что нужно сделать, чтобы стать настоящим профессионалом? Самое главное, по мнению опрошенных, это трудолюбие и упорство — так считают 76,5% учащихся ССУЗов. 72% уверены, что требуется также большое желание. Далее в порядке убывания идут следующие ответы: хорошие преподаватели (40,2%), долго и много работать (34%), хорошие условия для обучения (31,2%), хорошая специальная подготовка (28,7%) и хорошее здоровье (21%). В том, что их профессия востребована на рынке труда, уверены почти 46% респондентов. И еще 35% дали ответ «скорее, да». Между тем, более 60% респондентов оценивают уровень преподавания в своем учебном заведении как высокий.

Исследователи поинтересовались у молодых людей, как они оценивают свои шансы на то, чтобы самоутвердиться в жизни? «Шансы есть, все зависит от меня» — так ответили 60,2% учащихся ССУЗов. 19,8% оценивают свои шансы как достаточно высокие, а 14% не задумывались над этим вопросом. И только 0,2% опрошенных считают, что их шансы очень низкие, а 0,4% вообще не видят для себя никаких перспектив.

– Что лично мне импонирует, так это понимание учащимися средних специальных и профессионально-технических учебных заведений того, куда они пришли учиться, зачем, и что их ждет после окончания учебы. Чего не скажешь о многих студентах ВУЗов, у которых совсем нет уверенности в том, что они будут востребованы на рынке труда, — подчеркнул Сергей Мусиенко. — Из ССУЗов выходят специалисты, более адаптированные к задачам, которые им приходится решать, более устойчивые психологически, так сказать, более приземленные — люди, которые трезво себя оценивают. И в этом их преимущество. А вот если человек после окончания ВУЗа оказывается на производственном конвейере и работает по рабочей специальности, то для него это может превратиться в настоящую проблему, даже жизненную трагедию.

Признаюсь, я сам когда-то учился в ПТУ, зато когда поступил в политехнический институт, то был уже самостоятельным и уверенным в себе человеком. Из собственного опыта знаю, что выпускники профессионально-технических и средних специальных учебных заведений, обучающиеся в ВУЗах, по спецдисциплинам дадут фору вчерашним одиннадцатиклассникам. Возможно, им сложнее дается высшая математика, но это можно наверстать. А вот практические знания в институте не всегда получишь... Поэтому лично я против сокращения заочной формы обучения для выпускников средних специальных и профессионально-технических учебных заведений.

По мнению Сергея Мусиенко, для привлечения молодежи важное значение имеет связь колледжей с производством. Многие заведения набирают учащихся под заявки предприятий, поэтому и разочарованных в профессии немного. Гарантированная работа после окончания учебного заведения — чем не аргумент в его пользу?

В то же время, подчеркивает эксперт, сегодня наблюдается довольно большой отток студентов с первых курсов университетов: среди тех, кто выбывает, как правило, те, кому трудно учиться, кто «выбрал не свое». Сергей Мусиенко считает, что нужно сделать так, чтобы эти молодые люди имели возможность доучиваться в колледжах, возможно, по родственным специальностям. Но соответствующие решения должны быть приняты на государственном уровне...

Анатолий Рубинов, председатель Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь, председатель Государственной комиссии по контролю за ходом приемной кампании:

– Заявленное количество мест для приема в ВУЗы составляло в нынешнем году 97,5 тысячи, а, например, в 1991 году план приема был всего 37,5 тысячи человек. Это значит, что сегодня мы выпускаем в 2,6 раза больше специалистов с высшим образованием, чем в начале 1990-х годов.

А в системе профтехобразования запланировано принять на учебу 36 тысяч молодых людей, в то время как в 1991 году этот показатель составлял 72 тысячи. Получается, что на одного рабочего у нас приходится три специалиста с высшим образованием. Это не совсем нормальная пропорция...

Надежда Николаева. Газета «Звязда», 12 сентября 2013 года.
Оригинал на белорусском языке: zviazda.by/2013/09/13880.html

Смотрите другие статьи по образованию и методике преподавания физики в школе.