Молодые таланты: как из алмазов сделать бриллианты?

Статья из белорусской республиканской газеты «Звязда» в переводе на русский язык.

О необходимости создания сквозной системы сопровождения талантливой молодежи — от школьной скамьи до рабочего места — шла речь на коллегии Министерства образования, посвященной развитию исследовательской и инновационной деятельности студентов и школьников.

— В последние годы мы вели планомерную работу по поиску и огранке «алмазов» — подростков и молодых людей, которые смогут подхватить и развить успехи белорусской науки, — подчеркнул первый заместитель министра образования Александр Жук. — Новая экономика, основанная на знаниях, предъявляет повышенные требования к развитию личности, которой придется решать нестандартные задачи, осваивать и внедрять инновации.

Еще в 2005 году для более эффективного использования интеллектуального потенциала одаренной молодежи и оказания помощи в ее профессиональном становлении по инициативе главы государства был создан банк данных одаренной молодежи. На 1 апреля 2013 года в банк была включена информация о 5560 человеках. Сегодня в учреждениях высшего образования обучаются 1030 студентов и 317 аспирантов, включенных в банк данных одаренной молодежи.


Одаренные студенты — лишние хлопоты?

В 2013 году из лиц, включенных в банк, 405 человек являлись выпускниками учреждений общего среднего, профессионально-технического и среднего специального образования. Из них в белорусские ВУЗы поступили 358 молодых дарований (88%). А 47 человек (12%) поехали получать образование за границу. Наибольшее количество представителей одаренной молодежи поступили в БГУ, Белорусский государственный медицинский университет, БГУИР, лингвистический, экономический и национальный технический университеты.

— Вместе с тем проведенный недавно анализ эффективности работы ВУЗов с одаренной молодежью свидетельствует, что во многих учреждениях высшего образования такая работа носит несистемный характер, — подчеркнул Александр Жук. — Руководство некоторых учреждений высшего образования вплоть до октября текущего года не имело представления, сколько среди первокурсников молодых людей, включенных в банк данных одаренной молодежи. Так, БГУ предоставил сведения о 6 таких студентах, хотя на самом деле в БГУ поступили 179 человек этой категории. В БГУИР знали о 23 студентах, а на самом деле их было 37. Не владели информацией об одаренной молодежи в Витебском технологическом и Полоцком государственном университетах.

— И как же в таком случае ВУЗы реализуют права одаренной молодежи, определенные указом главы государства, на внеочередное место в общежитии, на закрепление за ними кураторства со стороны опытных специалистов, педагогов и ученых, на активное привлечение к научно-исследовательской деятельности? — спросил у представителей высших учебных заведений Александр Жук.

Ежегодно до 1 апреля ВУЗы должны информировать государственные органы и иные организации о запланированном распределении выпускников, включенных в банк одаренной молодежи, для получения заявок на их направлению на работу и реализации права на внеочередное распределение.

Но практика показала, что в некоторых ВУЗах от одаренных выпускников пытаются избавиться как от конкурентов, предлагая им самостоятельно искать место работы. Так, в Гомельском государственном университете имени Ф. Скорины одной из лучших студенток, включенной в банк одаренной молодежи, которая закончила учебу с красным дипломом по специальности «Мировая экономика», свободно владела английским и французским языками, активно занималась научно-исследовательской деятельностью, не предоставили ни куратора, ни рекомендаций для поступления в магистратуру, ни место работы по ее специальности, предложив самостоятельно искать место для распределения. В результате девушка самостоятельно поступила в Бельгии в Колледж Европы для продолжения обучения. И хорошо, если после учебы она вернется на родину. В прошлом году подобная ситуация с трудоустройством одаренной выпускницы была и в БГУ.

— Уверен, что в работе с одаренной молодежью следует руководствоваться государственными интересами, не формальными отчетами, — подчеркнул Александр Жук. — Надо активнее работать с работодателями и находить рабочие места для одаренной молодежи с учетом их организаторских способностей и склонностей к научной и педагогической деятельности. К судьбе каждого молодого таланта нужно подходить индивидуально.

По словам первого заместителя министра образования, в этом году за каждым одаренным первокурсником был закреплен куратор, но кураторство нужно обеспечить и студентам 2-5 курсов. При этом необходимо материально стимулировать кураторов, чьи подопечные показывают высокие результаты, и популяризировать их достижения среди университетской общественности.


В науку или в бизнес?

Ежегодно для популяризации научно-исследовательской деятельности студентов Министерством образования проводятся республиканские студенческие олимпиады по математике, информатике, юриспруденции. Достойно представляют белорусские студенты нашу страну и на международном олимпе. Однако многие представители одаренной молодежи не могут продемонстрировать свои способности в связи с отсутствием интеллектуальных соревнований во многих предметных областях: химии, биологии, гуманитарных науках. Между прочим, это реальное поле для выявления способных и талантливых студентов, для раскрытия их потенциала.

— В связи с этим рекомендуем Совету ректоров продумать организацию Международного конкурса научных работ студентов в нашей стране, — предложил Александр Жук. — Это повысит и интерес со стороны студентов к научно-исследовательской деятельности, и научный престиж нашей страны.

Надежда Николаева. Газета «Звязда», 5 ноября 2013 года.
Оригинал на белорусском языке: zviazda.by/2013/11/21102.html

Смотрите другие статьи по образованию и методике преподавания физики в школе.