Как разрабатываются и проверяются школьные учебники в Беларуси

Статья из белорусской республиканской газеты «Звязда» в переводе на русский язык.

Школьные учебники вызывают много вопросов у учеников, родителей и учителей. Их обвиняют в чрезмерном академизме, временами сложной для школьников терминологии, отсутствии межпредметных связей... Неудовлетворительную подготовку выпускников по точным наукам многие также связывают с качеством школьных учебников. Педагоги со стажем вспоминают с ностальгией советские учебники и предлагают пересмотреть их содержание, чтобы попытаться адаптировать к потребностям современной школы. А можно ли вообще создать школьный учебник, который устроит всех: и учителей, и учеников, и их родителей? Каким должен быть учебник нового поколения? Чем порадуют учеников в новом учебном году создатели учебной литературы? Чтобы получить ответы на эти вопросы, мы направились в Национальный институт образования.


А может, лучше качественный?

— Довольно часто в понятие «качественный учебник» вкладывают несколько иной смысл — «идеальный учебник». Я считаю, что учебник должен быть не идеальным, а современным и соответствовать потребностям сегодняшнего и завтрашнего дня, — делится своими мыслями начальник методического центра института Григорий Чемоданов. — Идеальность — статическая вещь, а условия вокруг нас постоянно меняются, меняются современные дети, развивается наука, в том числе педагогическая, совершенствуются учебные технологии... Общество предъявляет новые требования к обучению и воспитанию школьников. Все это при создании учебников нужно учитывать. Не стоит забывать о том, что белорусский учебник — совсем молодой. У нас сменилось всего три его поколения (прошло три переиздания). А в советские времена совершенным считался учебник, который переиздавался не менее 10 раз. Это, замечу, сказали ученые Академии наук, а не я. С каждым очередным переизданием учебники совершенствовались и шлифовались. Поэтому все с уважением вспоминают учебник по физике Пёрышкина, по истории — Коровкина и так далее. Действительно, пока некоторые из наших учебников еще несовершенны, но их содержание значительно улучшилось: между первым и третьим изданием — большая разница! Первые учебники, которые вынужденно создавались в очень сжатые сроки, были больше похожи на научные трактаты, чем на книги для школьников. При переиздании учебника обязательно учитывается мнение педагогической общественности... Например, в основу создания новых учебников по иностранным языкам был положен коммуникативный подход, поскольку ставилась конкретная цель — каждый выпускник должен владеть разговорным иностранным языком и свободно общаться с носителями других языков хотя бы на бытовом уровне.


Конкурс — по новым условиям

По словам заместителя директора Национального института образования по научно-исследовательской работе, доктора педагогических наук Людмилы Худенко, подготовка и создание современных учебников и учебных пособий для общеобразовательных учреждений — многосторонний и творческий процесс, в котором участвуют ученые, методисты, учителя, издатели и полиграфисты. Главная роль в этом процессе, несомненно, отводится авторам или авторским коллективам. Для повышения качества национальных учебников их третье поколение создавалось уже на конкурсной основе. С 2008 по 2012 год был проведен конкурс по созданию учебников по всем предметам.

— С учетом полученного опыта мы решили пересмотреть условия проведения конкурса, — рассказывает Людмила Худенко. — Предполагается, что на конкурс нужно будет представить концепцию учебника и один из наиболее сложных его разделов. А раньше надо было написать весь учебник, потратить на это, возможно, несколько лет своей жизни, а потом узнать, что работа была тщетная: победил учебник твоих конкурентов. При таком подходе было немного желающих участвовать в конкурсе... Сейчас во внимание будет браться видение будущего учебника авторским коллективом, его концепция, также будет оцениваться и ряд других параметров, например уровень сложности изложения материала, иллюстративный материал, соответствие возрастным особенностям школьников, образовательным стандартам и учебным программам, современному состоянию развития науки, последовательность и преемственность содержания при переходе из класса в класс, внутрипредметные и межпредметные связи. В основу создания новых учебников закладываются практикоориентированность в изложении материала и реализация компетентностного подхода.

Ирина Васильева: «На национальном образовательном портале представлено уже около 200 электронных учебных курсов»
Ирина Васильева: «На национальном образовательном портале представлено уже около 200 электронных учебных курсов»

Немаловажное обстоятельство — сохранение конфиденциальности. Никто не будет знать авторов учебника до окончания конкурса. Имена рецензентов до объявления результатов озвучиваться также не будут, чтобы полностью исключить субъективность при оценке.


Анкета для родителей

Как отмечает Григорий Чемоданов, обычно в авторский коллектив входит не менее трех человек. Как правило, это ученые (поскольку научная составляющая учебника очень важна), методисты и педагоги-практики, которые знакомы как с методическим аппаратом, так и с образовательной программой.

Естественно, что каждый учебник обязательно проходит опытную проверку, к которой привлекаются как ученые, специалисты Академии последипломного образования и институтов развития образования, так и школьные учителя. И, если во время апробации учебника выясняется, что дети не понимают учебный материал, что учителю трудно объяснить ученикам какую-то тему, учебник отправляется на доработку...

В рамках опытной проверки учебных изданий проводится также анкетирование родителей. Анкета, которую предлагается заполнить, содержит следующие вопросы: «Понятно ли для вашего ребенка изложен учебный материал в учебнике (доступно сформулировано определение понятий, законов и принципов, дано их толкование)?», «Может ли ваш сын (дочь), изучив учебный материал, самостоятельно ответить на вопросы, которые даются в конце параграфа? », «Имеет ли место учебная перегрузка при работе с учебником?». Родителям предлагается также отметить номера параграфов и названия тем, теоретический материал которых вызывал у ребенка трудности.

Не все учебники вызывают недовольство родителей. Например, учебником «Химия» за седьмой класс остались недовольны лишь 2% из них. Почти все родители констатировали, что дети редко обращаются к ним за помощью именно при подготовке домашних заданий по химии. Ни одного параграфа (темы), теоретический материал которых вызвал бы у семиклассников трудности, не был отмечен. Неслучайно учебник «Химия. 7 класс» был высоко оценен и учителями-экспертами, которые отметили полное его соответствие дидактическим принципам доступности и наглядности.

В общем, мнения родителей чаще всего совпадают с оценкой учебного издания педагогами. Результаты анкетирования внимательно анализируются специалистами института и находят отражение в аналитических записках по результатам опытной проверки.

С 2011 года на сайте Национального института образования действует форум «Качество школьных учебников». Предполагалось, что новая рубрика станет своеобразным онлайн-каналом для экспертизы учебников, где свои мысли и замечания сможет высказать каждый. Как свидетельствует анализ отзывов на форуме, замечания, поступающие на сайт, касаются преимущественно объемности отдельных параграфов в учебниках, сложности изложения учебного материала и качества иллюстративного материала. Ряд замечаний касается также качества перевода на белорусский язык учебного материала по математике, биологии, истории, физике и информатике. В Национальном институте образования уверяют, что все дельные замечания и предложения, сделанные посетителями форума, доводятся до сведения авторов. Им передаются и письма, поступающие в Национальный институт образования от граждан, которых волнует качество отечественной учебной книги.


Еще больше доступности

С 1 сентября в 10 классе начнет массово внедряться профильное обучение. Какими учебниками будут обеспечиваться десятиклассники?

— При переходе в 2008 году на 11-летний срок обучения был принят один уровень усвоения содержания образования — базовый. В такой ситуации создать учебник, который удовлетворил бы всех учеников, было проблематично, — поясняет Людмила Худенко. — С одной стороны, он должен был содержать определенный набор базовых знаний, содержание и язык преподавания учебника должны были быть доступными абсолютному большинству учеников, а с другой — давать возможность высокомотивированным учащимся для более углубленного изучения предмета. Введение профильного обучения позволит нам дифференцировать содержание обучения. Сейчас мы работаем над концепцией базового учебника, который будет включать минимально необходимый объем теоретического и практического материала, а также содержать электронные приложения. У нас есть возможность сделать этот учебник еще более доступным.

Параллельно в Национальном институте образования реализуется научно-исследовательский проект по созданию электронного учебника-навигатора по химии для 10 класса.

— Учебник-навигатор расширяет возможности классического учебного обеспечения. Его принципиально новое качество заключается в том, что он призван выполнять функцию навигации по всем компонентам учебно-методического комплекса. Гипертекстовая организация материала позволяет быстро перейти к необходимому разделу, параграфу, словарю или тестовым заданиям. При необходимости можно выйти по ссылке на ресурс удаленного доступа, например на сайт или портал, где расположены другие компоненты учебно-методического комплекса (хрестоматии, справочники, другой дополнительный материал), — рассказала начальник образовательного центра института, кандидат филологических наук Ирина Шевлякова-Борзенко. — В отличие от учебного издания на бумажной основе учебнику-навигатору присущи такие функции, как мультимедийность, интерактивность, наличие обратной связи (реакция со стороны электронного учебника на действия учащегося в виде комментария, помощи или подсказки), возможность выстраивания индивидуальной образовательной траектории. Изюминкой будет оригинальный учебный медиаконтент: педагоги из Лицея БГУ специально для нового учебника записывают мини-фильмы с демонстрацией химических опытов. В идеале учебник-навигатор должен быть таким, чтобы его можно было использовать на различных типах электронных устройств — от интерактивной доски до планшета и смартфона.


...И литература «под музыку»

Между прочим, сегодня на национальном образовательном портале (www.adu.by) представлено уже около 200 электронных учебных курсов, созданных в Национальном институте образования по всем учебным предметам с 1 по 11 класс.

По словам начальника управления информационных образовательных технологий Ирины Васильевой, каждый из курсов включает три крупных модуля. Справочно-информационный, например, содержит разнообразные мультимедийные ресурсы, словари, хрестоматии и другого рода справочную информацию. Контрольно-диагностический модуль представлен различными тренажерами, практикумами, опросниками, задачниками, тестовыми заданиями, а интерактивный — виртуальными учебными лабораториями, различными дидактическими играми, компьютерными моделями, которые позволяют визуализировать изучаемые объекты. Например, при изучении математики учитель может использовать интерактивный модуль с демонстрацией динамических моделей. Их можно вращать, показывать в лучшем ракурсе, менять масштаб, задавать необходимые параметры в соответствии с условием задачи. Учитель может заранее скачать модель на флэшку, если в школьной аудитории нет доступа в интернет, принести на урок и с помощью компьютера и проектора использовать электронный ресурс при объяснении новой темы.

Или взять белорусскую литературу. Казалось бы, как на уроках литературы можно использовать электронные средства обучения? «Очень просто», — отвечают сотрудники института и открывают раздел «Белорусская литература. 8 класс». При знакомстве с творчеством Максима Богдановича, в частности с его стихотворением «Зорка Венера», предусмотрено знакомство школьников с таким теоретическим понятием, как романс. Ресурс построен так, что сначала восьмиклассникам предлагается определение этого термина в литературоведении, а затем предоставляется возможность сопоставить это понятие с тем, как оно представлено в других видах искусства, например в музыке. Романс можно на уроке прослушать. Это позволяет школьникам лучше понять суть романса как жанра.

На портале размещены также электронные варианты школьных учебников в PDF-формате. Электронная копия бумажного учебника может оказаться полезной в тех случаях, когда под рукой нет печатного варианта. Можно скачать учебник на свое электронное устройство и всегда иметь его под рукой. Оценят эту возможность и выпускники при подготовке к выпускным и вступительным экзаменам.


На повышенном уровне

А теперь что касается профильных классов. Для изучения предметов на повышенном уровне на портале выложено много электронных образовательных ресурсов. Все они находятся в свободном доступе. Скажем, если какая-то тема в профильном классе изучается на повышенном уровне, то в помощь педагогам на портале представлена вся необходимая дополнительная информация. Пока там выставлена информация, которая пригодится учителям в первой учебной четверти. Но постепенно эта база будет пополняться.

Надежда Николаева. Фото автора. Газета «Звязда», 25 августа 2015 года.
Оригинал на белорусском языке: zviazda.by/2015/08/97575.html

Смотрите другие статьи по образованию и методике преподавания физики в школе.