Сергей Маскевич: «Острого дефицита кадров в учреждениях образования нет»

Статья из белорусской республиканской газеты «Звязда» в переводе на русский язык.

Система образования и школьные учителя полностью готовы к переходу на новые правила орфографии и пунктуации белорусского языка. В этом заверил журналистов на пресс-конференции в Национальном пресс-центре министр образования нашей страны Сергей Маскевич.

Напомним, что Закон Республики Беларусь «О Правилах белорусской орфографии и пунктуации» вступил в действие еще 1 сентября 2010 года. Однако до 1 сентября текущего года в школах действовал трехлетний «мораторий»: в течение переходного периода учителя обязаны были исправлять в работах своих учеников ошибки, связанные с изменениями в орфографии и пунктуации, но не учитывать эти ошибки при выставлении оценок. На выпускных экзаменах и на вступительных экзаменах слова, в правописании которых произошли изменения, использоваться также не могли. Но в новом учебном году и педагогам, и школьникам придется продемонстрировать свою осведомленность во всех нюансах новой белорусской орфографии. При проведении в 2014 году централизованного тестирования по белорусскому языку тестовые задания также будут готовиться в соответствии с последней редакцией «Правил белорусской орфографии и пунктуации».

– У всех учителей белорусского языка и учителей, преподающих свой предмет на белорусском языке, была возможность пройти переподготовку на семинарах, посвященных особенностям новых правил белорусской орфографии, — рассказал Сергей Маскевич. — Учебники переиздавались в последние годы также с учетом новых правописных норм.

Между прочим, в предыдущем учебном году количество школьников, у которых в учреждениях общего среднего образования все предметы были на белорусском языке, составляло всего 16,6 процента от общего числа, а историю Беларуси на белорусском языке изучали всего 18% учащихся учреждений общего среднего образования.

– Я лично хотел бы, чтобы дети и их родители выбирали для изучения истории и географии Беларуси белорусский язык. Поэтому на совещаниях и встречах я всегда обращаю внимание заведующих районными отделами образования и начальников областных управлений образования на то, чтобы они проводили работу по более широкому применению в школе белорусского языка, чтобы агитировали детей и родителей за белорусский язык. Считаю, что история Беларуси — это тот предмет и тот урок, где должен звучать белорусский язык. Но выбор все равно остается за школьниками и родителями...


«Профилизацию» — в школы

Министр образования сообщил журналистам, что в новом учебном году будут функционировать 3 тыс. 206 учреждений общего среднего образования, в том числе 219 гимназий, 28 лицеев и 8 кадетских училищ. За школьные парты сядут 915 тысяч детей, в том числе 99 тысяч первоклассников.

К 1 сентября будут введены в строй 3 новых учреждения общего среднего образования: школа на 216 мест в Вороновском районе, школа на 1020 мест в микрорайоне «Лошица-4» и учебно-педагогический комплекс «Средняя школа — детский сад» на 950 мест в Солигорске.

Сергей Маскевич отметил, что в связи с демографической ситуацией в будущем учебном году перестанут функционировать 109 учреждений общего среднего образования. Также будут закрыты 21 вечерняя школа и 22 межшкольных учебно-производственных комбината трудового обучения и профессиональной ориентации учащихся. К тому же к началу нового учебного года будут реорганизованы 121 учреждение общего среднего образования и 4 учебно-производственных комбината, которые станут филиалами других учреждений образования. Подвозом к учреждениям образования будут охвачены более 76 тысяч школьников.

В новом учебном году Министерство образования представило возможность руководителям школ организовывать на старшей ступени школы изучение тех или иных предметов на повышенном уровне путем перевода факультативных часов в учебные. Речь идет пока только о 10-х классах. Были предложены четыре направления: физико-математическое, химико-биологическое, филологическое и обществоведческое. Но для организации образовательного процесса с изучением предметов на повышенном уровне должен выполняться ряд условий. Во-первых, обязательно должна присутствовать готовность и заинтересованность в этом учеников и их родителей. Во-вторых, «углубление» в обучении невозможно без присутствия в школе высококвалифицированных педагогических кадров. Во внимание также бралась материально-техническая база школы: позволяет ли она в полном объеме реализовать содержание учебной программы на повышенном уровне? К сожалению, пока статистикой, сколько же школ по стране решили внедрять идею «профилизации», Министерство образования не владеет. Поскольку учреждения общего среднего образования находятся в ведении местных органов власти, полная информация появится только в сентябре...


Кто выиграет от повышения нагрузки?

Касаясь кадрового вопроса, Сергей Маскевич сообщил представителям СМИ, что сегодня в системе образования работают 250 тысяч педагогических работников. Острой проблемы дефицита кадров в учреждениях образования нет. В разных регионах в отдельных школах есть вакансии в учреждениях дошкольного образования, а в некоторых школах могут быть вакансии учителей физики, математики и информатики.

Не видит министр и особой катастрофы в недоборе в этом году абитуриентов на педагогические специальности.

– Поскольку с этого года подготовка педагогов перешла на четырехлетний срок обучения, то через четыре года мы будем иметь на выходе из педагогических специальностей университетов удвоенный выпуск. И еще можем столкнуться с проблемой, куда всех молодых педагогов распределить, — поделился своим видением ситуации руководитель отрасли.

Между прочим, увеличение еженедельной педагогической нагрузки на педагогов с 18 до 20 часов также внесло свои коррективы в кадровый расклад: по предварительным подсчетам, количество штатных единиц сократится на 17 тысяч. Но это не означает, что автоматически будут сокращены 17 тысяч человек. Количество педагогов, занятых в системе образования, предположительно, снизится в следующем учебном году приблизительно на 7 тысяч.

В предыдущем учебном году средняя нагрузка на учителя составляла по стране 22 часа — многие педагоги работали более чем на ставку. Очевидно, что сейчас средний показатель нагрузки по стране снизится. Проблематично будет найти полную нагрузку учителям географии, физики и некоторых других предметов, причем не только в сельских, но и в крупных городских школах. Поэтому нужно будет думать, чем этих педагогов нагрузить, необходимо дать им возможность для получения дополнительной квалификации за бюджетные средства, чтобы преподавали дополнительные предметы, особенно на уровне базовой школы.

А насколько в денежном измерении возрастут зарплаты педагогов в связи с запланированным с 1 сентября повышением тарифных ставок на 25 процентов?

Выяснилось, что назвать эту цифру весьма проблематично. Скажем, у молодого специалиста это будет одна сумма, а у учителя высшей квалификационной категории — совсем другая. Понятно только одно: если педагог выполнял педагогическую нагрузку в объеме 18 часов, а теперь у него будет 20 часов, то он действительно заработает больше с учетом разницы в нагрузке. Но если у учителя объем педагогической нагрузки и раньше составлял 20 часов и даже больше, то его денежная «добавка» будет менее чувствительной.

Надежда Николаева. Газета «Звязда», 16 августа 2013 года.
Оригинал на белорусском языке: old.zviazda.by/ru/archive/article.php?id=115577&idate=2013-08-16

Смотрите другие статьи по образованию и методике преподавания физики в школе.