Образовательные кластеры из учреждений образования различных уровней

Статья из белорусской республиканской газеты «Звязда» в переводе на русский язык.

Создание в Беларуси образовательных кластеров обсуждалось специалистами в Республиканском институте высшей школы. Предполагается, что они будут объединять учреждения образования различных уровней профессиональной подготовки: училища (лицеи), ССУЗы и ВУЗы.

— Это общемировая тенденция — создавать условия для гибких и непрерывных образовательных траекторий, — объясняет первый заместитель министра образования Вадим Богуш. — У нас уже есть опыт деятельности колледжей в структуре университетов, есть опыт, в том числе региональный, когда университеты взаимодействуют с колледжами в рамках интегрированных образовательных программ. Но надо идти дальше. К середине мая мы должны выйти на конкретные решения по оптимизации сети профессионально-технических и средних специальных учреждений образования.

Приказом министра образования уже сформирована рабочая группа по разработке концепции Программы развития системы образования на следующий пятилетний период. И, безусловно, самым важным в этой программе станет блок, связанный с развитием профессионального образования. Сегодня сложно предсказать, какие специальности будут востребованы на рынке труда, скажем, через 10 лет. Тем не менее определена задача — подготовить востребованного, практико-ориентированного и способного к самостоятельной творческой деятельности специалиста.

— Для нас очень важно поднять престиж рабочих профессий, поскольку в экономике происходит вымывание рабочих кадров и специалистов среднего звена, — подчеркивает ректор Республиканского института профессионального образования Аркадий Шкляр. — Количество выпускников 9-х и 11-х классов сократилось на 30%. И даже не сами дети, а, скорее, их родители, нацелены обязательно на высшее образование. При этом обладатели дипломов ВУЗов занимают должности специалистов со средним специальным образованием или выполняют функции рабочих. Поэтому мы должны предложить точно выстроенную образовательную траекторию: чтобы выпускники и их родители знали, как можно двигаться от одной ступени профессионального образования к другой. В последние годы из выпускников ССУЗов в высшие учебные заведения поступают примерно 13-15 процентов, но вполне реально увеличить этот показатель до 20-22 процентов.

В основу создания многоуровневых кластеров (училище (лицей) — ССУЗ — ВУЗ) положена интеграция разноуровневых образовательных программ. Учтены возможности интеграции в рамках специальностей, по которым возможна подготовка в сокращенные сроки по образовательным программам среднего специального и высшего образования.

Кстати, образовательные программы среднего специального образования, интегрированные с образовательными программами профессионально-технического образования, реализуются в Беларуси достаточно широко: подготовка по интегрированным программам осуществляется по 66 специальностям (направлениям специальностей). А сроки подготовки специалистов со средним специальным образованием, обучающихся по интегрированным программам, сокращены на 4 месяца и более (до года). Кроме того, при реализации образовательной программы среднего специального образования на основе профессионально-технического значительно возрастает степень практикоориентированности будущего специалиста.

По словам Аркадия Шкляра, кластеры могут быть как региональными, так и отраслевыми. Например, в центре регионального кластера может оказаться Брестский государственный университет или Гродненский государственный университет имени Янки Купалы. В региональные кластеры будут входить учреждения образования, расположенные на определенной территории — это обеспечит возможность более эффективного взаимодействия внутри кластера и позволит избежать дублирования специальностей. Региональный кластер будет направлен на нужды конкретного региона в кадровых ресурсах, поэтому структура подготовки кадров по массовым профессиям будет опираться на баланс спроса и предложения в регионе. Еще одно преимущество регионального кластера — это возможность интеграции по нескольким профилям и группам специальностей.

А в центре отраслевого кластера может оказаться, например, Высший государственный колледж связи или Белорусский государственный университет транспорта. Такие кластеры имеют узконаправленные интеграционные траектории, рассчитанные для определенной группы специальностей. Вместе с тем, у отраслевых кластеров больше шансов привлечь организации — заказчиков кадров — к разработке научно-методического обеспечения, развития материально-технической базы учебных заведений и предоставления возможностей для прохождения учащимися (студентами) производственной практики.

Еще один тип образовательного кластера — мультикластер. Он может быть создан на базе БНТУ или Белорусского государственного технологического университета. Мультикластер означает интеграцию по многим профилям подготовки. Скажем, в мультикластер на базе БГТУ могли бы войти 9 профессионально-технических колледжей, 8 колледжей, 18 профессиональных лицеев и 5 филиалов колледжей.

Главные плюсы создания образовательных кластеров — это прозрачная траектория получения профессионального образования (по всем уровням), привлечение мотивированных учащихся, совместное использование учреждениями образования, входящими в кластер, материально-технической базы и кадрового потенциала и сокращение сроков получения образования.

Надежда Николаева. Газета «Звязда», 25 марта 2015 года.
Оригинал на белорусском языке: zviazda.by/2015/03/76690.html

Смотрите другие статьи по образованию и методике преподавания физики в школе.