Александр БОЙКО: «Квалификационная категория — это не просто часть имиджа педагога»

Статья из белорусской республиканской газеты «Звязда» в переводе на русский язык.

«Я абсолютно убежден, что "высший пилотаж" в педагогике должен поощряться», — заявил на последней встрече с журналистами председатель ЦК Белорусского профсоюза работников образования и науки Александр Бойко. В ходе обсуждения проекта Инструкции о порядке проведения аттестации педагогических работников на присвоение им квалификационных категорий позиция отраслевого профсоюза была принципиальной: нормативы надбавок за наличие квалификационных категорий нужно увеличивать в 3-4 раза — для стимулирования учителей к повышению своего профессионального уровня.

- Сегодня разница в зарплатах педагогов первой и второй категории очень незначительна, — пояснил журналисту «Звязды» Александр Бойко. — Так, за наличие второй квалификационной категории учителя получают надбавку в размере 15% от тарифной ставки, за первую — 20% и высшую — 30%. Но квалификационная категория должна не просто быть частью имиджа педагога, а отражать его профессиональное мастерство, качество образования, гарантировать педагогу соответствующий уровень зарплат. Пока такого, к сожалению, нет. Солидарная в этом вопросе позиция Министерства образования и отраслевого профсоюза еще не нашла отражения в законодательстве из-за ограниченности бюджетных ресурсов.

На прошедшем в июне пленуме ЦК отраслевого профсоюза министр образования Сергей Маскевич охарактеризовал профсоюз как своеобразный мотор, реализующий в системе образования инновации, прежде всего в вопросах социальной защиты работников и учащихся. Именно на этом пленуме профсоюз и министерство, как социальные партнеры, пришли к единой позиции: сегодня, исходя из поручений Президента страны, следует пересмотреть в области образования систему материального стимулирования педагогических работников, определив критерии, которые должны базироваться в первую очередь на эффективности их работы. Но пересмотр возможен при достижении такого базового уровня оплаты труда, когда стимулирование перестанет быть латанием дыр в заработках. В последние годы в этом направлении были сделаны существенные шаги: зарплаты педагогов постоянно росли. Но на фоне инфляционных процессов эти завоевания, к сожалению, девальвируются. Мы пока так и не смогли выйти на уровень зарплат, который был в области в конце 2010 года...

- Александр Александрович, на том же пленуме шла речь еще об одной актуальной проблеме: все меньше молодых людей хотят работать в школе...

- Действительно, в начале учебного года ученикам нередко приходится объяснять, почему их любимый учитель сменил место работы. Особенно часто из учреждений образования уходят молодые педагоги, так как после окончания работы по распределению молодой педагог уже теряет статус молодого специалиста: его заработная плата становится меньше, поскольку он уже не имеет права на доплату в размере одной тарифной ставки первого разряда и не осуществляется 10-процентное повышение тарифной ставки. Эту разницу не может устранить даже присвоение второй квалификационной категории. Уверен, что надбавка за наличие второй категории, наверное, все-таки должна гарантировать более высокий размер заработной платы по сравнению с заработками молодых специалистов. Пока же, как я уже говорил, соответствующие предложения не нашли поддержки в Министерстве финансов.

- Но для решения кадровых проблем в системе образования остается еще один мощный ресурс — целевая подготовка специалистов...

- Увеличение сроков обязательной отработки для «целевиков» отпугивает очень многих. К тому же есть недоборы даже на бюджетную форму обучения будущих математиков, физиков и филологов. По результатам нашего мониторинга, в области не хватает учителей математики, информатики, физики, химии, иностранных языков, воспитателей, помощников воспитателей, руководителей по физическому воспитанию, педагогов дополнительного образования, методистов, кухонных работников, обслуживающего персонала. Все чаще к работе привлекаются педагоги пенсионного возраста. Они составляют около 9% от общего количества учителей, и этот показатель в последние годы растет. Потребность в молодых специалистах есть, и система педагогического образования в состоянии их подготовить. Но отрасль в силу разных причин не в состоянии их содержать.

- А как относится профсоюз к внедрению новой системы финансирования учреждений образования из расчета на одного учащегося?

- Для того, чтобы быть готовыми к работе в новых условиях, мы создали рабочую группу по изучению совершенствования механизма финансирования учреждений образования и возможного перехода на новую систему оплаты труда педагогических работников. Члены рабочей группы выезжали в Российскую Федерацию — в частности, изучали опыт работы коллег из Москвы, Московской, Брянской и Смоленской областей, поскольку речь идет о внедрении «подушевой» системы оплаты труда вроде той, что уже действует в России, где деньги в виде ваучера привязываются к конкретному ребенку. По мнению членов рабочей группы ЦК, новая система финансирования, действующая в Российской Федерации, имеет ряд недостатков. Подушевой норматив там значительно отличается в зависимости от региона, от типа учреждения, его «географии» и наполняемости. Соответственно, и разница в зарплатах учителей (скажем, в Москве и на Смоленщине) весьма существенна. При том, что педагоги выполняют одну и ту же работу. Мы четко понимаем, что новая система финансирования будет положительно воспринята общественностью только в случае увеличения финансирования, то есть формирования норматива, исходя из реальных потребностей школ.

Норматив должен включать составляющие как обучения, так и воспитания, в том числе наличие соответствующих штатных единиц (педагогов-психологов, социальных педагогов, педагогов-организаторов), проведение факультативных, кружковых и других занятий, создание групп продленного дня. Нормативом также должны быть учтены типичные штаты, действующая система оплаты труда, материальное стимулирование, материальная помощь в соответствующих объемах, необходимость повышения квалификации, включая аттестацию и переподготовку кадров.

Нужно создать такой механизм формирования норматива, который был бы ориентирован на совершенствование квалификационного уровня учителей, привлечение в коллективы высококвалифицированных кадров и молодых специалистов. Таким образом, норматив должен рассчитываться с учетом соответствующего квалификационного уровня учителей. Необходимо также четко определить рамки самостоятельности учреждений образования, задействованных в эксперименте, и полномочия их руководителей. И, пожалуй, самое главное, уровень оплаты труда работников учреждений, задействованных в эксперименте, не должен быть меньше, чем достигнутый.

Надежда Николаева. Газета «Звязда», 6 октября 2012 года.
Оригинал на белорусском языке: zvyazda.minsk.by/ru/archive/article.php?id=104072&idate=2012-10-06

Смотрите другие статьи по образованию и методике преподавания физики в школе.