Электронная отчетность педагогов против бумажной волокиты

Статья из белорусской республиканской газеты «Звязда» в переводе на русский язык.

Министерство образования и науки Российской Федерации планирует разработать до конца этого года новую электронную систему, с помощью которой федеральные, региональные и муниципальные органы власти смогут оценивать деятельность школ и ее сотрудников. Кроме того электронная система позволит отслеживать соответствие учителей и директоров их занимаемой должности. Теперь аттестация педагогических работников на соответствие должности проводится в России один раз в пять лет, что не позволяет оценивать деятельность учителей в реальном времени.


Проверяется соответствие

Проведение такого мониторинга особенно актуально в условиях, когда во всех российских образовательных учреждениях введен новый порядок аттестации педагогических работников, считают в российском Министерстве образования и науки. Под «аттестацией педагогических работников» подразумевается набор тестов на профессиональную пригодность учителя. Проверяется соответствие уровня квалификации учителя его посту. Кроме сведений, предоставляемых учителями и самой школой, педагог обязан пройти тесты в письменной форме по своему профильному направлению.

Оценивать соответствие реальной ситуации результатам аттестации учителей будет специально созданная комиссия. Кроме того, новая система мониторинга будет взаимодействовать с комплексной информационно-аналитической системой.

Перед запуском системы мониторинга министерство совместно с Ассоциацией директоров школ и посторонними экспертами провело исследования в 13 субъектах Российской Федерации, включая Москву. В частности, было установлено, что больше всего усилий у педагогов отнимают различные отчеты о проведении мероприятий и успеваемости учащихся за четверть и полугодие, информация о выполнении федеральных программ, планы воспитательной работы. Конечная цель Министерства образования и науки — создание Единой автоматизированной информационной системы мониторинга сферы образования, которая должна объединить все информационные системы школ и органов управления в единое центральное хранилище данных.

– Важно создавать на уровне школ такую базу со всеми нужными сведениями, чтобы организации, которым нужна та или иная информация, могли взять ее оттуда, не делая дополнительных запросов, — уверен научный руководитель Института проблем развития образования «Эврика» Александр Адамский.

– Учителя сейчас довольно часто поднимают проблему больших объемов отчетности. Ответственность по заполнению электронных форм опять-таки ляжет на них, — считает председатель Российского профсоюза работников образования Андрей Демидов. Тем не менее, по мнению председателя профсоюза, перевод школ на электронную отчетность является положительным моментом и, возможно, все же сократит время на составление документации.


Аттестация и поощрение

В Беларуси осенью прошлого года также был утвержден новый порядок аттестации педагогических работников подвергся жесткой критике со стороны педагогической общественности. Согласно новому документу, высшую квалификационную категорию белорусским педагогам надо сейчас подтверждать каждые пять лет. Наниматель может поставить под сомнение квалификационную категорию своего работника. А по результатам аттестационной беседы квалификационную категорию педагога могут как повысить, так и понизить, и даже вообще лишить его квалификационной категории.

– Думать, что все педагоги будут довольны этим решением, было бы очень наивно, — парирует министр образования Сергей Маскевич. — Требование регулярно подтверждать «высший пилотаж» в своей профессии не может быть популярной мерой. Но я уверен, что это решение правильное, и многие педагоги с ним согласны, особенно те, кто идет на шаг-два впереди других. Зарплата педагога должна зависеть от его мастерства, от уровня и качества его работы. «Уравниловки» в таком вопросе быть не должно. Поэтому мы полностью поддерживаем предложение нашего отраслевого профсоюза об увеличении дифференциации в размерах доплат за квалификационные категории. Сегодня педагоги не удовлетворены тем, что, разница, скажем, между первой и высшей квалификационной категорией совсем несущественная. А теперь еще и придется высшую категорию подтверждать. Поэтому нельзя не согласиться с педагогами, которые считают, что высшая категория должна быть не просто моральным стимулом, но и инструментом финансового поощрения. Чтобы педагог был уверен: если он сможет доказать свое соответствие высшей категории, это обязательно скажется и на его зарплате.

По словам Сергея Маскевича, пока есть определенные нюансы с поощрением владельцев новой категории «учитель-методист» (в частности, не определены размеры доплат), но, несмотря на это обстоятельство, уже поступило более тысячи заявок от педагогов, которые готовы доказывать свое право на получение этой категории. Между тем, получить категорию «учитель-методист» будет особенно сложно, так как обязательным условием ее присвоения является наличие авторской методики преподавания учебного предмета или собственного опыта, который был обобщен и используется другими педагогами. В «багаже» педагога должны быть публикации в научно-методических и других изданиях об опыте применения современных образовательных, воспитательных и информационных технологий и использования эффективных педагогических форм, методов и средств обучения. Одним словом, не может не впечатлять такой оптимизм наших педагогов.


Не каждая «бумажка» — обязательна для исполнения

Сергей Маскевич не скрывает, что проблема избыточной отчетности актуальна и для белорусских школ.

– Мы сейчас работаем над нормативно-правовым документом, который будет регламентировать работу сайтов учреждений образования и их наполнение. В частности, будут определены страницы, которые в обязательном порядке должны присутствовать на всех сайтах учреждений образования. К слову, уже сегодня некоторые учреждения образования могут похвастаться полноценными интересными сайтами, максимально полезными для своих посетителей. И у их создателей есть чему поучиться. Но в подавляющем большинстве работа над сайтами ведется исключительно ради «галочки», потому и никакой пользы от них нет. Я хорошо знаю, что в школы поступает много информации из разных источников о всяческих мероприятиях, проводимых общественными объединениями и организациями, управлениями и отделами МЧС, МВД, автоинспекциями и так далее. И вся эта информация доводится затем до каждого педагога. Я считаю, что достаточно разместить такую информацию на сайте учреждения, и далее каждый педагог должен будет действовать по своему усмотрению: хочет — участвует, а не хочет — пусть игнорирует. Нельзя каждую «бумажку», которая приходит в школу, рассматривать как обязательную для исполнения. Хотя некоторые руководители учреждений образования именно так и поступают.

Надежда Николаева. Газета «Звязда», 22 января 2013 года.
Оригинал на белорусском языке: zvyazda.minsk.by/ru/archive/article.php?id=107784&idate=2013-01-22

Смотрите другие статьи по образованию и методике преподавания физики в школе.