"Стране нужны и "золотые" мозги, и "золотые" руки..."

Статья из белорусской республиканской газеты "Звязда" в переводе на русский язык.

"Критерием эффективности работы школ не может выступать такой показатель, как количество выпускников, ставших студентами высших учебных заведений, - такое мнение высказал вице-премьер белорусского правительства Анатолий Тозик, принимавший участие в итоговой коллегии Министерства образования. - Оценивать работу школ нужно по количеству выпускников, которые устроились в жизни и смогли себя реализовать. Давайте вместе честно ответим на вопрос: а нужно ли нашей стране столько студентов? Почему 30 лет назад, когда советская система образования официально признавалась одной из лучших в мире, в ВУЗы шли после школы только 20 процентов выпускников, а сегодня - 60? Почему в педагогический университет мы принимаем на бюджет абитуриентов с общей суммой (три сертификата плюс средний балл аттестата) 15-16 баллов из 400 возможных? А на платную форму обучения поступают абитуриенты и вообще с одним баллом в сертификате?

По словам Анатолия Тозика, когда несколько лет назад средний балл аттестата абитуриента стал приравниваться к четвертой экзаменационной отметке, предполагалось, что таким образом удастся повысить внимание старшеклассников ко всем школьным предметам, а не только к одному-двум. Однако что получилось в действительности? Средний балл аттестата совсем не соответствует реальному уровню подготовки выпускников. В Белорусском государственном педагогическом университете имени М. Танка провели контрольный срез знаний первокурсников, результаты которого оказались весьма красноречивы. Так, средний балл участников контрольной работы по математике составил 1,73 по 10-балльной шкале. Средний балл сертификатов по тому же предмету - 17,79 (по 100-балльной шкале), а средний балл в школьном аттестате по математике - 7,38. Средний балл участников контрольной работы по физике был 1,8, средний балл сертификатов ЦТ - 16,32, а балл в аттестатах - 6,72.

- Я считаю, что еще до 9-го класса нужно очень серьезно работать с детьми, чтобы помочь им определиться с тем, как они будут реализовывать себя: через "золотые" мозги, либо через "золотые" руки. Надо менять устойчивое мнение о том, что только диплом о высшем образовании гарантирует успех в жизни. Стране нужны и хорошие инженеры, и рабочая интеллигенция в одинаковой степени, - подчеркнул вице-премьер.

Отдельно Анатолий Тозик остановился на финансировании системы образования:

- Я абсолютно уверен, что сегодня никто экономикой в образовательной отрасли не занимается. По моему мнению, не менее 25 процентов ресурсов, направляемых государством в сферу образования, используются не по-хозяйски, а, проще говоря, впустую. Разве это нормально, когда в сельской школе в первом или втором классе всего один ученик? А в 10-м классе к одному ученику приходят в школу сразу 6 учителей? А рядом, в 6-7 километрах, есть полноценная школа, и 4 раза в день в этот населенный пункт ходит рейсовый автобус? Есть аналогичные примеры и по городским школам, где 19, 20, 24 учащихся разделены на два класса в параллели. А есть городская школа, где в двух одиннадцатых классах учатся по 5 человек! Я понимаю, что местным органам управления образованием хочется, чтобы и у учителей работа была, и у обслуживающего персонала. Однако неужели мы так богаты? Зачем нам такие раздутые штаты в институтах развития образования? В Минском городском - 293 человека, в Минском областном - 292...

Может, следует подумать об изменениях в системе финансирования среднего образования, чтобы деньги шли за учеником? Считаю, что если мы сможем обеспечить достойную зарплату учителям, то у нас не будет такой текучести кадров в отрасли. И не будут 40 процентов молодых специалистов уходить из профессии после двух-трех лет работы после окончания ВУЗа. И в этом случае мы сможем уменьшить количество набора на педагогические специальности...

- Сегодня очень много нехарактерных функций переложено на школу. Много в школе бумажной волокиты. Причем замечено, что чем больше мы рассуждаем о необходимости уменьшения бумажного бюрократизма, тем быстрее его объемы растут. Надо срочно с этим что-то делать. Нужно пересмотреть и размеры доплат учителям в зависимости от той или иной квалификационной категории. Нужно ввести, наконец, должность учителя-методиста. Но я лично против введения отдельной должности классного руководителя, - добавил Анатолий Тозик.

"Задача повышения качества образования остается одной из самых актуальных для нашей школы, - заявил на итоговой коллегии своего ведомства министр образования нашей страны Сергей Маскевич. - К сожалению, уровень знаний абитуриентов по государственным языкам, математике и физике хоть и сопоставим с показателями многих европейских стран, однако все равно остается относительно невысоким. Анализ результатов централизованного тестирования обнаружил в знаниях многих абитуриентов ряд пробелов, которых в принципе быть не должно. Управления образования совместно с Национальным институтом образования должны разобраться в причинах ошибок, которые абитуриенты допускают, отвечая на элементарные вопросы в тестах, и предложить действенные меры по исправлению ситуации".

По мнению министра образования, в большой степени итоги работы учреждений образования зависят от системы подбора, подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров:

- В то же время мы видим, что уровень подготовки выпускников педагогических специальностей отстает от предъявляемых к ним требований. Можно предположить, что это обусловлено как недостаточным уровнем подготовки абитуриентов, которые становятся студентами ВУЗов, так и качеством учебного процесса в высших учебных заведениях. Выпускник педагогического ВУЗа (и это аксиома) должен в совершенстве владеть современными образовательными технологиями и методиками, а профессиональные умения, навыки и базовые компетенции, усвоенные в процессе обучения, должны обеспечивать профессиональное становление молодого специалиста в максимально сжатые сроки. С учетом таких подходов уже к новому учебному году образовательные стандарты, учебные планы и программы обучения на педагогических специальностях и специализациях должны быть пересмотрены и существенно обновлены. Нужно подробно разобраться по всему комплексу вопросов, связанных с подготовкой специалистов педагогического профиля. Мы также ждем конкретных предложений по оптимизации сроков подготовки специалистов, усилению практической составляющей подготовки педагогических кадров, а также по вопросам отбора абитуриентов на педагогические специальности.

В текущем году на педагогических специальностях обучается около 58 тысяч человек. Думаем, что с учетом оптимизации сети и структуры учреждений образования, прекращения подготовки педагогических кадров по невостребованным специальностям и специализациям, объемы подготовки педагогов могут быть существенно сокращены.

Руководство Министерства образования убежденно, что надо установить более высокие требования к оценке профессиональной компетенции педагогов и подготовить новую редакцию Положения об аттестации педагогических работников (за исключением работников ВУЗов). В частности, нужно установить периодичность подтверждения педагогическими работниками высшей квалификационной категории.

Сергей Маскевич пообещал, что вопросы поэтапного повышения зарплат педагогических работников будут постоянно находиться в центре внимания руководителей отрасли. Однако эти вопросы надо рассматривать в одной связке с совершенствованием системы оплаты труда и повышения эффективности работы педагогов. Как известно, в Министерстве образования работает рабочая группа по изучению вопросов возможного перехода на другую систему оплаты труда педагогов. И как вариант рассматривается переход к штатно-окладной системе оплаты труда педагогических работников.

Своим видением ситуации поделилась с участниками коллегии директор гимназии № 13 г. Минска Ольга Черноусова:

- По нашему мнению, повысить заработную плату учителям можно путем введения существенных доплат и повышающих коэффициентов. А изучение штатно-окладной системы убеждает нас в том, что она не приведет к повышению зарплат. На сегодняшний день увеличение зарплаты увязывается с увеличением количества уроков, но при этом не принимаются во внимание качественные показатели работы. Мы убеждены в том, что в основу новой системы оплаты труда должно быть положено качество преподавания. Введение должности учителя-методиста с соответствующей доплатой сохранит для школы профессионалов, педагогов-новаторов, одним словом, наш "золотой фонд". Следующий важный момент в повышении качества работы учителя - аттестация, которая фактически превратилась в инструмент исключительно морального, а не материального стимулирования. Минимальная денежная разница между тарифными коэффициентами двух смежных квалификационных категорий ни в коей мере не стимулирует учителя к росту творческого потенциала и повышения квалификационной категории. А за звания "Отличник образования" и "Заслуженный учитель" и вообще доплат не существует. Уверена, что оплату труда учителей разных категорий нужно дифференцировать в большей степени.

Есть также предложение увеличить работу на ставку до 20 часов в неделю.

- В действительности увеличение ставки до 20 часов приведет не к увеличению, а к уменьшению заработков учителей, - подчеркнула Ольга Черноусова. - В педагогической среде предлагается компромиссное решение - увеличивать часы отработки на ставку в зависимости от ранговой шкалы учебных предметов. В частности, ставка для учителей, которые преподают математику, языки, физику, химию и другие предметы, которые влекут за собой целый "шлейф" обязанностей, должна составлять 18 часов, как и раньше, а по таким предметам, как трудовое обучение, изобразительное искусство, физкультура и т. д. - 20 часов.

По словам директора столичной гимназии, много споров в трудовых коллективах возникает из-за классного руководства. Все знают, что внеклассная, внешкольная и воспитательная работа требуют гораздо больше времени, чем 3-5 часов организационно-воспитательной работы в неделю, подлежащих оплате. Аналогичная ситуация и с проверкой письменных работ. Оплата этой кропотливой работы нисколько не соответствовала фактическим затратам времени. Есть необходимость пересмотреть и тарифные разряды руководителей учреждений образования. Сейчас час работы руководителя вдвое дешевле, чем час работы учителя. Увеличение разницы между окладом директора и учителя могло бы поднять престижность работы руководителя.

Особая забота требуется молодым педагогам, которые приходят в школы. После двух лет работы по распределению они лишаются доплат, положенных молодым специалистам. И даже своевременное присвоение им второй категории не компенсирует доплату, которую они раньше получали. Между прочим, именно в это время молодые люди создают собственные семьи...

- Повысить уровень оплаты труда учителей в первые пять лет, чтобы задержать их в школе, - это наш моральный долг, - добавила Ольга Черноусова.

Проблему классного руководства подняла в своем выступлении на коллегии и первый заместитель начальника управления образования Гродненского облисполкома Вера Гришечко:

- Классный руководитель является ключевой фигурой в работе с семьей. Между прочим, такой должности по сей день не существует. При подготовке к коллегии мы проанализировали занятость педагога, выполняющего обязанности классного руководителя с оплатой от 3 до 5 часов в неделю. Ряд функций, которые он выполняет, фактически не оплачиваются, я имею в виду проверку дневников, ведение классной документации, выяснение причин отсутствия учащихся на занятиях, дежурство по школе, организацию питания детей, изучение жилищно-бытовых условий учащихся и так далее. Высокие требования к профессиональным качествам педагога, моральные перегрузки, нерегламентированность их рабочего времени приводят к тому, что учителя не хотят быть классными руководителями. Поэтому наше предложение - ввести должность классного руководителя с оплатой из расчета 9 часов на класс в неделю.

Надежда Николаева. Газета «Звязда», 3 февраля 2012 года.
Оригинал на белорусском языке: zvyazda.minsk.by/ru/archive/article.php?id=92755&idate=2012-02-03

Смотрите другие статьи по образованию и методике преподавания физики в школе.