Сергей Маскевич: «Обидно, когда репетиторы не уважают работу своих же коллег…»

Статья из белорусской республиканской газеты «Звязда» в переводе на русский язык.

Контрольные цифры приема на бюджетные места в белорусских ВУЗах в следующем году могут быть уменьшены. Об этом в ходе онлайн-конференции на сайте БЕЛТА сообщил министр образования Республики Беларусь Сергей Маскевич.

Как отметил глава образовательного ведомства, возможность корректировки цифр набора связана с неблагоприятной демографической ситуацией. Так, если в 2010 году 11-е классы общеобразовательных учреждений закончили 87 тысяч человек, в 2011 году — 75 тысяч, то в этом году — всего 64 тысячи. Вместе с тем, прием на бюджет все годы оставался одинаковым — примерно 24 тысячи мест. Между прочим, в следующем году выпуск из школы составит всего 60 тысяч человек, а через два года — 54 тысячи.

«В этой ситуации мы, безусловно, будем ориентироваться на потребности экономики и социальной сферы в кадрах с высшим образованием. Если не будет нужды в том, чтобы поддерживать такое большое количество бюджетных мест, то, полагаю, можно будет уменьшить набор», — добавил Сергей Маскевич.

Вместе с тем, министр образования не исключает, что, по мере того, как будет уменьшаться количество абитуриентов, будет обостряться и проблема с комплектованием ВУЗов. Особенно она затронет частные высшие учебные заведения, которые будут конкурировать на рынке платных образовательных услуг с государственными высшими учебными заведениями.

По словам Сергея Маскевича, и Министерство образования, и высшие учебные заведения, и Государственная комиссия по контролю за ходом проведения вступительной кампании нацелены на внесение изменений в действующий порядок отбора претендентов на студенческие места. Государственная комиссия должна проанализировать итоги прошедшей вступительной кампании и представить по результатам анализа свои предложения. Только после этого можно будет более конкретно говорить о возможных изменениях в правилах приема на 2013 год…

Министр уточнил, что речь идет, в первую очередь, о тех изменениях, которые уже обсуждались ранее (в частности, об отмене льгот). Дело в том, что это одно из условий внедрения электронной системы зачисления абитуриентов. Значит, нужно перенести предоставление льгот со вступительной компании на время обучения в ВУЗе, причем предоставлять государственную поддержку только тем, кто действительно в ней нуждается. Сергей Маскевич посоветовал также будущим абитуриентам настраиваться на повышение требований на входе в ВУЗ, так как проходной балл, который позволяет участвовать в конкурсе, будет в дальнейшем повышаться. В этом году установленный барьер в 7 баллов на ЦТ оказался неподъемным примерно для 11% тех, кто пытался поступить в ВУЗ. Этот барьер позволил не пройти в ВУЗы, в первую очередь, слабо подготовленным молодым людям.


Приемная кампания — те же Олимпийские игры

Вместе с тем, министр не разделяет мнения, что без помощи репетиторов шансы поступить у абитуриентов — минимальные:

- К репетиторам у меня отношение очень прагматичное. Поскольку есть спрос на такую услугу, то будет и предложение. Но это вовсе не свидетельствует, что в школе не дают необходимые знания. Просто школьникам и их родителям хочется использовать все шансы, чтобы иметь 100-процентную гарантию поступления. Мест, за которые борются те, кто поступает в ВУЗ, меньше, чем желающих, и естественно, каждому хочется подготовиться как можно лучше.

Это как подготовка к Олимпийским играм: очень хочется обойти другого. Именно этим обусловлено желание и стремление готовиться с репетиторами. Вполне понятна в такой ситуации и активность репетиторов. Востребованность повышает их значимость. Но, к сожалению, не обходится без выпадов со стороны репетиторов, когда те унижают работу своих же коллег — учителей. Мол, они ни на что не годны, и вообще школа работает плохо.

В поддержку своей позиции Сергей Маскевич сообщил, что те абитуриенты, которые в этом году получили на централизованном тестировании максимальный балл, услугами репетиторов не пользовались. Более того, с помощью репетиторов настроиться на максимальный балл, по мнению министра образования, очень непросто, потому что для того, чтобы получить действительно высокий результат, нужно быть очень компетентным, образованным, мотивированным, целеустремленным и уверенным в своих силах. Кстати, чаще всего максимальными баллами могут похвастаться выпускники гимназий и лицея БГУ.

По информации Министерства образования, после 9 класса продолжают обучение в школе обычно 65% детей, соответственно в профессионально-технических и средних специальных учебных заведениях — 35% детей. В этом году тех, кто выбрал второй вариант, примерно на 5% больше.

- Я считаю, что эти подростки поступили правильно, — с удовлетворением отметил Сергей Маскевич. — Хотелось бы, чтобы в 10-11 классах обучались те, кто нацелен на продолжение обучения в ВУЗах, поэтому уровень их компетентности и мотивация должны быть соответствующими. В связи с этим требования в 10-11 классах будем повышать. Поэтому родители и дети должны быть к этому готовы…

Соотношение 65% и 35% между теми, кто пошел в 10 класс и кто поступил в ПТУ или ССУЗ, — близкие к оптимальным. Никаких ограничений для поступления в 10 класс вводить мы не планируем. Будем просто вести разъяснительную работу. Для молодежи более рационально идти после базовой школы получать профессию и, одновременно с освоением профессии, получать и общее среднее образование. Плюс стипендию. Это во всех отношениях выгодное решение, если нет достаточного потенциала для дальнейшего обучения в ВУЗе или есть какие-то сомнения.


Эксперимент по финансированию: кто выиграет?

А с 1 января 2013 года в Беларуси планируется запустить экспериментальный проект, связанный с разработкой и апробацией новой системы финансирования учреждений общего среднего образования. Участие в эксперименте примут 17 городских учреждений образования (по четыре учреждения образования в Гомельской и Гродненской областях и девять — в Минске).

В рамках эксперимента будут разработаны:

  • новые подходы к финансированию учреждений общего среднего образования (на основании норматива бюджетной обеспеченности на обучение и воспитание одного учащегося);
  • создание единого фонда стимулирования труда педагогов в размере 30% планового фонда заработной платы;
  • возможность установления размера надбавки конкретному работнику в размере 100% от оклада;
  • распределение фонда стимулирования труда на основании определенных критериев и показателей.

Кроме того, руководителям учреждений будет дано право направлять на стимулирование труда педагогических работников, экономию по всем статьям расходов, образовавшейся по итогам финансового года, а также экономию по фонду заработной платы в случае оптимизации численности работников. Предполагается, что эксперимент расширит самостоятельность учреждений образования в расходовании сэкономленных бюджетных средств и повысит уровень оплаты труда педагогических работников. Вместе с тем, руководители учреждений образования в рамках предоставленной им свободы в распоряжении бюджетными средствами будут нести ответственность как за качество оказанных услуг, так и за эффективность расходования бюджетных средств.

Норматив бюджетной обеспеченности расходов на обучение и воспитание в расчете на одного учащегося представляет собой минимальный объем бюджетных средств, необходимых для обеспечения обучения и воспитания учащихся учреждений общего среднего образования, расположенных в городской местности. В этот норматив не включаются расходы, связанные с приобретением оборудования и других основных средств, с текущим и капитальным ремонтом зданий и сооружений, с оплатой коммунальных, транспортных услуг и питанием учащихся. Внедрять новую систему финансирования предлагается поэтапно, с учетом специфики учреждений образования и без снижения того уровня финансирования, который уже сложился.

Также в 2013 году впервые белорусские одиннадцатиклассники будут сдавать обязательный экзамен по устному иностранному языку.

- Подготовка к проведению этого экзамена началась еще несколько лет назад. С 1 сентября 2010 года количество часов, отведенных на изучение иностранного языка, увеличилось с двух до трех, а все классы были разделены на 3 группы (по 6-10 человек). Причем это проводилось независимо от наполняемости класса, — сообщил Сергей Маскевич. — Уже подготовлены образцы экзаменационных билетов и методические рекомендации по организации выпускного экзамена, которые публиковались в научно-методическом журнале «Иностранные языки в Республике Беларусь». Минским государственным лингвистическим университетом были подготовлены сборники материалов к выпускному экзамену… Главная цель расширения перечня обязательных экзаменационных дисциплин, — овладение выпускниками школ разговорным иностранным языком.

Надежда Николаева. Газета «Звязда», 17 августа 2012 года.
Оригинал на белорусском языке: zvyazda.minsk.by/ru/archive/article.php?id=101617&idate=2012-08-17

Смотрите другие статьи по образованию и методике преподавания физики в школе.