Советы по тем, кто сдает ЦТ

Статья из белорусской республиканской газеты «Звязда» в переводе на русский язык.

Хорошо ли знают абитуриенты историю Великой Отечественной войны? В прошлом году на централизованном тестировании у участников экзамена не вызывали трудностей задания, связанные с началом Второй мировой и Великой Отечественной войн, с коренным переломом в военных действиях. И 84% экзаменуемых правильно указали американскую военную базу, после нападения на которую США вступили во Вторую мировую войну. Зато только третья часть абитуриентов знала о подвиге Александра Матросова. Фамилию легендарного командира подводной лодки Маринеско вспомнили 9 процентов участников ЦТ, а летчика Алексея Маресьева — 15 процентов. Только 19% из тех, кто сдавал профильный экзамен по истории новейшего времени, знали, что Центральный штаб партизанского движения возглавлял Пантелеймон Кондратьевич Пономаренко. Зато, как и в предыдущие годы, абитуриенты указывали в бланках ответов фамилии лиц, которые не имели отношения к событиям Великой Отечественной войны — Гагарина, Ковалёнка и даже... Чапаева...


Не надейтесь на везение

За последние годы вокруг централизованного тестирования в нашей стране сложилась своеобразная индустрия: учреждения образования открывают интенсивные курсы по подготовке к ЦТ, репетиторы предлагают свои услуги, выпускаются многочисленные сборники и пособия, на обложке которых обязательно упоминается централизованное тестирование. Но из года в год абитуриенты продолжают разочаровывать своими знаниями всех, кто следит за приемной кампанией. В прошлом году нулевые результаты на ЦТ были получены в 213 случаях. Как и в предыдущие годы, большинство из них пришлись на математику (132) и физику (43). Не преодолели нижний порог тестового балла, необходимый для поступления в ВУЗы в основную волну, 40.7 тысячи человек, или 38% от общего числа участников тестирования. Не секрет, что многие рассчитывают на элементарное везение: это хорошо видно по тому, сколько участников покидают экзаменационные аудитории уже через полчаса после начала экзамена.

А на ЦТ по физике и математике в конце третьего часа в аудиториях остаются считанные люди. Успех на экзаменах зависит от многих факторов, предупреждают организаторы централизованного тестирования, в том числе и от психологического настроя самого абитуриента, его нацеленности на высокий результат. Теоретическая подготовка по предмету очень важна, но эффективна только при систематизации знаний. Чтобы повысить шансы на ЦТ, они дали абитуриентам несколько полезных советов.


Не дайте сбить себя с толку!

Математика по праву считается одним из наиболее сложных школьных предметов. И алгебра, и геометрия — науки, где обучение построено по точному алгоритму «от простого к сложному», при этом каждая следующая тема является прямым или косвенным продолжением предыдущей. Поэтому пробелы в знаниях становятся основной причиной восприятия тестов централизованного тестирования как «слишком сложных», решение простейших уравнений кажется непреодолимой проблемой, а страх перед каждым следующим заданием растет в геометрической прогрессии. Некоторые вообще даже не пытаются рассуждать, а просто пытаются угадать правильные ответы.

Сбить с толку абитуриентов могут и графические изображения заданий, например, использование круговой диаграммы вместо привычного текста в централизованном тестировании по математике, где необходимо определить площадь (в га), отведенную под пшеницу, если известно, что сумма посевных площадей под зерновые культуры равна 2000.

Абитуриент, выбравший математику в качестве вступительного экзамена, должен владеть рациональными вычислительными приемами, знать много формул (или при необходимости иметь возможность вывести нужную формулу) и уметь применять их в ходе решения уравнений, примеров, задач — как части «A», где нужно выбрать правильный ответ из предложенных вариантов, так и части «B», где ответ нужно найти самостоятельно. Алгоритм решения задачи должен возникать уже в процессе чтения условия. Первые задания вообще можно решать устно, но для этого нужно, как говорится, набить руку.

Одна из самых распространенных ошибок — это восприятие размеров задачи: абитуриентам кажется, что чем больше по объему задача, тем сложнее она решается. На практике в большинстве случаев это не так. Чем более объемное условие задачи, тем больше она содержит исходных данных, подставив которые в нужные формулы, абитуриент получает ответ, в то время как в задачах с небольшим количеством данных всю необходимую информацию для поиска правильного варианта абитуриентам приходится искать самостоятельно.


Не пропустите ключевую информацию

В Республиканском институте контроля знаний отметили, что трудности у участников ЦТ вызывают задания с текстовым содержанием, хотя в тестах, в отличие от других форм экзаменов, текстовое содержание минимизировано. На тестировании по физике и математике задания сформулированы максимально лаконично, тем не менее, как только текст выходит за рамки одного-двух предложений, абитуриентам трудно уловить его суть, понять, что от них требуется. Возможно, это связано со снижением общей языковой культуры молодежи.

Зачастую неправильное толкование или невнимательность абитуриента при прочтении условия задачи может привести к дальнейшим ошибочным действиям. Вид задачи может показаться знакомым, но нужно убедиться в том, что это именно та задача, которую вы решали раньше. Условие ее может отличаться всего одним-двумя словами, но если этого не заметить, то и результат получится не тот, который ожидали.

сдача ЦТ

Во время подготовки к экзаменам положено работать с тестовым материалом, различным по форме подачи, чтобы на тестировании не пропустить ключевой информации. Придя на централизованное тестирование, абитуриент надеется увидеть уже знакомые и отработанные типы заданий, которые он неоднократно решал с учителями или самостоятельно. Но иногда даже незначительное изменение формулировки сбивает его с толку и заставляет усомниться в собственных знаниях. Часто абитуриенты несерьезно подходят к задаче: не вникая в суть условия, сразу берутся за ее решение.


Не ищите ошибок в тестах

На ЦТ не бывает неграмотно составленных заданий, а тем более ошибок в заданиях и ответах. Поэтому, если ваш ответ в задании части «А» не совпадает ни с одним из предложенных, ищите ошибку в своем решении и вычислениях.

Нередко именно математическая подготовка становится причиной допущенных на тестировании по физике и химии просчетов: это значит, что, правильно решив задачу «физически», абитуриенты допускают ошибки в решении системы уравнений, в математических преобразованиях формул, при выполнении действий с векторами, тригонометрическими функциями и так далее. Некоторые абитуриенты ошибаются при анализе графиков, не могут применить правила приблизительных вычислений, правильно округлить окончательный ответ, не учитывают векторный характер физических величин. Для того, чтобы справиться с тестом по физике, необходимо отлично владеть всеми математическими операциями. Понятно, что в выигрыше будут абитуриенты, у которых развит навык устного счета.


Учите орфографию

Нередко ошибки на ЦТ по физике связаны с неумением применять законы физики в конкретных ситуациях, многие абитуриенты неправильно решают задачи вследствие формального знания формулировок основных физических законов, их математических выражении, невнимательного прочтения условий задач и сопровождающих их изображений. Вместо тщательного анализа условий задачи участники тестирования пытаются просто «подобрать» формулу, которая, на их взгляд, подходит, и «подставить» значения заданных величин (одна из наиболее распространенных ошибок).

Если ваш ответ совпадает с одним из вариантов ответов, еще не значит, что он правильный, потому что составители тестов учитывают типичные ошибки при решении этого задания и на основании этого формируют варианты ответов. К сожалению, некоторые абитуриенты не знают единиц физических величин и соотношения между ними, неправильно переводят их в систему СИ.

Многие участники тестирования при выполнении заданий части «В» сталкиваются с еще одной серьезной проблемой: даже зная правильный ответ, они не могут записать его без ошибок. Мастацкій, мастацскі, научны, навуковый, наўчны, публіцыстычный, публітыстычны, публітэстычны, публістытычны — вот далеко не полный перечень вариантов записи абитуриентами в бланке ответов названия стиля текста на ЦТ по белорусскому языку. Помните: ответ на задание части «В» не засчитывается как правильный, если при написании слов будут допущены орфографические ошибки.


Проверяйте и перепроверяйте

Важным условием успеха является умение рационально рассчитывать и распределять свое время на экзамене и способность справляться со стрессом. Педагогические тесты — не школьная контрольная работа, и дефицит времени — одно из условий выполнения теста, который позволяет дифференцировать абитуриентов по уровню их подготовки. Надо учиться перераспределять время: выполнение заданий 1-2 уровней сложности надо доводить до автоматизма, чтобы больше времени осталось для решения расчетных задач и цепочек преобразований. Правильная самоорганизация — залог успеха на ЦТ. Стресс и дополнительное напряжение испытывают все без исключения участники тестирования.

Последние 10-15 минут посвятите проверке правильности заполнения бланка ответов, потому что любая ошибка в ответе, в том числе описка, допущенная в момент заполнения бланка, приводит к тому, что задача считается нерешенной, поэтому не торопитесь заполнять бланк ответов. Помните, что исправить можно только 6 ошибочных ответов в части «А». Рекомендуется все полученные ответы отмечать сначала не в бланке, а в черновике, и только под конец экзамена, когда все равно вряд ли вы сможете решить еще хоть одно задание, заполнять бланк ответов.

Надежда Николаева. Фото Анатолия Клещука. Газета «Звязда», 10 июня 2015 года.
Оригинал на белорусском языке: zviazda.by/2015/06/87046.html

Смотрите другие статьи по образованию и методике преподавания физики в школе.