Егор Сурский про обучение в United World Colleges of the Adriatic (Италия)

Статья с сайта adukacyja.info в переводе на русский язык.

Егор Сурский рассказывает о своем обучении в международном колледже Италии (United World College of the Adriatic), куда он попал после школы и где проучился 2 года, а после окончания университета провел еще один год в качестве волонтера, работал ассистентом студентов.

— Егор, расскажи, пожалуйста, что такое United World Colleges?

— Это объединенная сеть из более чем 10 колледжей, где обучаются представители около 80 стран мира. Обучение там — это предуниверситетский уровень, как бы продолжение среднего образования по системе IB. IB — это международная образовательная система, самая распространенная в мире уровня школьного аттестата.

— Как ты узнал о существовании таких колледжей и почему решил поехать, не поступать сразу в университет, например?

— На тот момент я закончил нашу белорусскую школу и решил воспользоваться такой возможностью, о которой я узнал в Белорусском гуманитарном лицее. Хотелось увидеть и соотнести свой образовательный опыт с другим. Поскольку в колледжах обучаются студенты из стран с абсолютно разными образовательными системами, не заостряется внимание на наличии национального престижа, но по возрасту учащихся, разумеется, есть ограничения. Возраст учащихся 16-17 лет на момент поступления.

— Какие особенности имеет обучение в этих колледжах?

— Концепция образования основана на движении альтернативной педагогики, который называется Erlebnisp?dagogik (обучение через переживание), частью которой является воспитание непосредственно через жизненный опыт. Для организации United World Colleges существенным является воспитание молодежи в чувстве космополитизма, общественной ответственности и открытости к другим. Система образования международная, но при этом каждый может выбрать родной язык и предметы в соответствии со своей дальнейшей специализацией. Это способствует даже выбору карьеры, несмотря на то, что это, напомню, только уровень средней школы. Эта система дает возможности интеграции в международное сообщество. И очень хорошо, что Беларусь представлена в ней, так как это дает возможность позиционирования себя в мире, потому что каждый такой колледж представляет собой мини-модель мира. Такие образовательные инициативы способствуют конструктивному межкультурному диалогу. Универсальность системы в том, что она соответствовала различным образовательным стандартам, а аттестат колледжей признается большинством ВУЗов мира, поэтому, как показывает практика, затем их студенты едут уже более подготовленными учиться в университеты Европы или в США. В Беларуси аттестат колледжа не признается.

— А как происходит сам учебный процесс?

— Он делится на 4 части: учебная программа, общественная работа, спортивная деятельность и эстетически-художественная деятельность. Такое разделение одновременно позволяет максимально полезно использовать свое время. По итогам двухлетнего обучения каждый учащийся сдает экзамен на степень международного аттестата по системе IB.

— Какие предметы можно изучать?

— Представлены как общие предметы — математика, физика, химия, так и специфические, как дизайн, искусство, музыкальные дисциплины, мировые религии, бизнес и менеджмент, психология и другие. Второй компонент обучения — социальная работа: помощь старым людям, обучение иностранным языкам детей в детских садах, работа с беженцами (зависит от колледжа). Третий компонент — спорт. В зависимости от среды студентам предлагаются различные виды спорта: парусный спорт, вообще много видов спорта, связанных с морем (колледжи в большинстве своем имеют выход к морю), спелеология, лыжи, традиционные виды спорта как футбол. И последняя часть — эстетически-художественная деятельность, где также существуют очень богатые возможности для выбора. Например, в Америке, где сейчас одна наша девочка учится, можно выбрать даже кузнечное дело. Можно заниматься керамикой, пением, рисовать, заниматься театральной деятельностью и т.д. Что касается образовательной системы, каждый должен выбрать себе по одному предмету (и еще один дополнительно) из каждой из 5 групп дисциплин. Например, группа иностранных языков, группа гуманитарных дисциплин, точных наук, математики и т.д. Есть возможность также выбрать специализацию и даже уровень, который тебе нужен. Фактически, у студента нет ограничений, чтобы составить соответствующий для себя список дисциплин, которые он хочет изучать. Выбор должен только соответствовать критерию — три дисциплины на высшем уровне, три на среднем. Как результат всего этого образованием обеспечивается всестороннее развитие личности.

— Какие предметы выбрал ты?

— У меня были иностранные языки — немецкий, английский, а также история, математика и природоведение. Еще я изучал белорусский язык. Там есть такая возможность выбрать и родной язык, и изучать либо самостоятельно, либо с учителем, если таковой имеется.

— В чем отличие от нашей белорусской системы среднего образования?

— Уже на уровне среднего образования у человека появляется заметная специализация. Система дает возможность выбора своего учебного профиля и основана на индивидуальном подходе, а также больше мотивирует к получению знаний и деятельности на благо общества. К тому же среднее образование в западных странах длится 13 лет, у нас — 11.

— Каким нужно быть, чтобы там учиться? Особым школьником? Как проходит отбор?

— На конкурсной основе. Я целых два раза пробовал. Конкурс проводится в несколько этапов: нужно написать эссе, на втором пройти собеседование. В работе конкурсной комиссии задействовались довольно известные белорусские преподаватели, не единожды представители посольств (из тех стран, где студент планирует обучаться). Безусловно, определяется общий уровень образования, общегуманитарные знания в таких областях, как литература, история. Существенно, например, владение такими качествами, которые демонстрируют наличие определенного таланта, опыта помощи другим или социальной работы. Но главное для комиссии — выявить, что собой представляет этот школьник как личность. Конкурс проводится ежегодно. Сегодня по этой программе в мире обучаются 8 белорусов в колледжах в Италии, Норвегии, Индии, США, Великобритании, Голландии, Боснии и Герцеговине.

Более подробно о колледже вы можете узнать на сайтах:

  • uwc.org
  • uwcblr.info/apply.htm (на начало ноября 2013 по данному адресу находится посторонний сайт)

Источник: adukacyja.info/experience/participants/171-navyczanne-u-united-world-colleges.html
Размещается в переводе с белорусского языка.

Смотрите другие статьи по образованию.