Как оценить деятельность школы или ВУЗа?

Статья из белорусской республиканской газеты «Звязда» в переводе на русский язык.

В главном образовательном ведомстве определились с критериями эффективности их работы.

Министерство образования озвучило критерии и показатели деятельности учреждений образования, которые рекомендовано использовать местным органам управления образованием при оценке эффективности деятельности учреждений образования за 2012 год. Критерии охватывают все уровни образования - дошкольное, общее среднее, специальное, среднее специальное, профессионально-техническое, высшее и дополнительное образование.

Немаловажно, что разработанные в главном образовательном ведомстве критерии включают не только сведения статистической отчетности, но и оценку деятельности учреждения образования потребителями образовательных услуг.

Например, применительно к учреждениям дошкольного образования будут приниматься во внимание такие критерии, как показатель обеспеченности кадрами и текучесть педагогических кадров, уровень квалификации педагогов; обеспеченность средствами воспитания и обучения, учебно-наглядными пособиями, игровым оборудованием, спортивным снаряжением, электронными средствами обучения; выполнение натуральных норм питания. В графе «экономические результаты» фигурируют расходы на обучение и содержание одного ребенка (для государства и для родителей), а также выполнение показателя по энергосбережению. Раз в год среди родителей будет проводиться анкетирование с целью выяснить степень удовлетворенности родителей качеством образования своих детей. Будут оцениваться также состояние здоровья воспитанников (не ухудшилось ли оно за время их пребывания в учреждении образования), показатель заболеваемости и количество случаев травматизма среди детей.

В учреждениях общего среднего образования степень удовлетворенности родителей качеством образования также будет оцениваться с помощью анкетирования (один раз в год). Но во внимание будут браться и много других важных нюансов - таких, например, как наполняемость классов, процент учащихся, посещающих факультативные занятия, процент учеников, вовлеченных в мероприятия шестого школьного дня, количество выпускников 9-х и 11-х классов, которые нигде не учатся и не работают, процент учащихся, состоящих на учете в инспекции по делам несовершеннолетних, количество зафиксированных нарушений правил внутреннего распорядка (пропуски занятий, факты курения и т.д.), количество пропусков учебных занятий по болезни, показатель травматизма среди учащихся. Справедливости ради надо заметить, что оцениваться будут не только поведение учеников, но и поведение работников учреждения образования: допущенные ими правонарушения или нарушения правил внутреннего распорядка (факты курения на территории учебного заведения, употребления спиртных напитков и так далее).

Но самое интересное, безусловно, скрывается за критерием «качество образования». Общеизвестно, что педагоги выпускных классов как огня боятся результатов централизованного тестирования, боятся, чтобы их не наказали за то, что их ученики оказались в самом низу абитуриентского рейтинга. Возможно, теперь они смогут вздохнуть с облегчением? Во всяком случае официально во внимание будут браться только результаты выпускников этого года, которые на ЦТ получат балл выше среднего балла по стране. Аргументом в пользу качества образования будет также наличие среди воспитанников учреждения образования участников областного и республиканского туров школьных олимпиад, интеллектуальных, спортивных и творческих конкурсов и турниров. А вот успеваемость девятиклассников будет оцениваться немного другим образом: будет подсчитываться процент учащихся девятых классов, которые имеют средний балл успеваемости 6 и ниже и продолжили обучение в учреждениях профессионально-технического образования.

В системе профессионально-технического, среднего специального и высшего образования главными «экспертами» по качеству образования станут как работодатели (довольны или недовольны качеством подготовки молодых специалистов), так и сами выпускники, которые будут давать оценку качества учебных программ и качества преподавания.

В высшей школе одним из индикаторов оценки эффективности работы будет считаться процент выпускников первой ступени образования, сдавших итоговую аттестацию с оценками 9 и 10 баллов, и процент аспирантов (докторантов), защитивших диссертации в отведенный срок или закончивших обучение с прохождением предварительной экспертизы диссертации.

Министр образования Сергей Маскевич надеется, что утвержденные критерии не только отражают современные требования общества к деятельности учебных заведений, но и будут стимулировать развитие учреждений образования. Во всяком случае сейчас всем руководителям известны ориентиры, на которые нужно нацеливать педагогические коллективы. С другой стороны, и ВУЗы, чтобы повысить свой рейтинг, возможно, будут больше заботиться о своей «видимости» в интернет-пространстве и присутствии в международных рейтингах, о количестве публикаций своих преподавателей в научных изданиях и переходе к преподаванию учебных дисциплин на иностранных языках, о стажировке преподавателей за рубежом и участие в международных академических программах обмена. Очень важно, что за многие показатели ответственность вместе с руководителями учреждений образования будут нести и руководители местных органов управления образованием - например, за кадровое обеспечение учреждений образования, их материально-техническую базу, наличие компьютеров с широкополосным доступом в интернет и даже за регулярное обновление интернет-сайта учреждения образования.

Сейчас уже началась работа по созданию общей электронной базы о деятельности учреждений образования и органов управления образованием на основании разработанных критериев.

Надежда Николаева. Газета «Звязда», 27 июня 2012 года.
Оригинал на белорусском языке: zvyazda.minsk.by/ru/archive/article.php?id=99195&idate=2012-06-27

Смотрите другие статьи по образованию и методике преподавания физики в школе.