Ректор БГУ Сергей Абламейко о преподавателях и достижениях университета

Статья из белорусской республиканской газеты «Звязда» в переводе на русский язык.

Ректор Белгосуниверситета Сергей Абламейко считает, что всегда отыщутся люди, одержимые наукой

Ученый, преподаватель, участник и председатель многочисленных научных объединений и конференций и прежде всего ректор Белорусского государственного университета. Среди круга исследователей он известен как знаток информационных и космических технологий, а также обработки изображений и распознавания образов. Под руководством Сергея Абламейко ведущий университет страны вошел в пятьсот лучших ВУЗов мира. О том, как это стало возможным, а также о перспективах развития БГУ и не понаслышке известной академику аэрокосмической сфере, узнавала газета «Звязда».

— Сергей Владимирович, вы являетесь членом авторитетных международных ассоциаций, а недавно были избраны иностранным членом (академиком) Российской академии естественных наук и вице-президентом Евразийской ассоциации университетов. На что «работает» такое высокое признание коллег: на рейтинг БГУ или только пополняет профессиональную копилку ученого Абламейко?

— Уверен, что эти два понятия взаимосвязаны. Каждое учебное заведение гордится своими, скажем так, титулованными преподавателями. Между тем участие в работе общественных ассоциаций требует много времени. Но профессиональное признание ученого невозможно без его научно-организационной работы. Для узнаваемости ученого или школы только одних исследовательских результатов недостаточно. В сухом остатке — строка в энциклопедии или глава в учебнике.

ректор БГУ Сергей Абламейко

После распада СССР перед Беларусью стояла задача зарекомендовать себя на международной арене. Необходимо было показать миру ключевые сообщества наших ученых, продемонстрировать индивидуальные результаты и публикации...

Понятно, что звания поднимают авторитет как внутри страны, так и на международной арене. Участие в работе различных комиссий, советов, комитетов позволяет расширить эрудицию, знания, а также перенять опыт старших коллег в принятии решений. Исходя из математической логики «все систематизировать», я выделил четыре основных направления своей профессиональной деятельности. Одно из них — административная лестница и общественная работа. Советую ученым-новичкам не избегать организационной и публичной работы.

— Что сегодня может мотивировать молодого человека пойти в науку? Кстати, какая ее отрасль считается наиболее востребованной?

— Мысли человека остановить нельзя. Всегда будут икары своего времени, будут люди одержимые научным делом. Очевидно, сегодня мало кто из молодежи выбирает исследовательскую деятельность. Это осознанный выбор исключительных. Хочу подчеркнуть, что сегодня БГУ делает все возможное, чтобы поддержать молодого ученого. В соответствии с выбранной темой всегда можно заняться преподавательской деятельностью на факультетах. У нас стараются финансировать поездки на конференции, оказывают содействие в подготовке публикаций и даже занимаются поисками грантов.

Что касается конъюнктуры, наиболее востребованной научной области, то я напомню одну пословицу: нам не надо искать черную кошку в темной комнате. Упор в Беларуси должен делаться на уже эффективные прикладные исследования и разработки. На то, что сегодня обеспечивает реальное инновационное развитие. Кстати, после крушения Советского Союза у нас, видимо, в единственной из 15 стран, сохранились и производство, и инженерный потенциал.

Беларусь всегда славилась своими инженерно-техническими кадрами. Как известно, наши научно-исследовательские институты работали над закрытыми проектами и созданием программного обеспечения всего Советского Союза. Мы продолжаем развивать то, над чем всегда работали, в чем имеем карт-бланш.

— Как вы считаете, какое изобретение ученых кардинально изменило мир и белорусскую науку в частности? И какие достижения сотрудников комплекса БГУ можно сегодня вспомнить в первую очередь?

— Если коротко, без философских размышлений, то, на мой взгляд, любое настоящее научное открытие может в корне изменить наш мир и быт человека. Достаточно вспомнить мобильные телефоны, без которых еще 15 лет назад человечество прекрасно существовало. А если серьезно, создание электричества сильно повлияло на мировое развитие. Относительно достижений наших ученых вспомню физические исследования, связанные с разработкой лазеров. Они были изобретены и произведены у нас, в Беларуси. Это было в прошлом веке. Что касается последних десятилетий, то могу привести пример, что вместе с россиянами мы создали мощные компьютеры серии «СКИФ». Это позволило открыть новую отрасль в наших странах — суперкомпьютеростоительство.

В БГУ также есть сферы, в которых мы действительно делаем успехи. Недавно получили Государственную премию наши ученые-химики академик Олег Ивашкевич, Анатолий Лесникович и Михаил Артемьев. Они внесли большой вклад в развитие неорганической химии. Этому мы можем найти подтверждение в публикациях самых известных научных журналов. Кроме того, коллектив ученых Института прикладных физических проблем имени А.Н. Севченко, который возглавляет доктор физико-технических наук Борис Беляев, создал целый ряд приборов для космической промышленности, которые и в наши дни используются на международной космической станции.

— В интервью, которое вы дали «Российской газете» в 2006 году, я нашла такие строки: «Нужно учить и студентов ВУЗов, и тех, кто работает с космической информацией в министерствах. Планируется, что образование будет дистанционным, головным центром в этой системе станет, возможно, БГУ». Как оказалось со временем, вы выразили пророческое мнение...

— Не уверен насчет пророка. Вообще, честно говоря, в то время я даже не мечтал о должности ректора самого лучшего университета нашей страны. Но с течением времени все изменилось, и сегодня приятно отметить, что у нас даже лицеисты БГУ запускают спутники! Запуск первого из них они осуществили еще три года назад. Кроме знаний в области механики, радиосвязи и проектирования бортовой электроники, юные исследователи космической отрасли должны знать еще и математику, информатику, владеть основами 3D-моделирования, да и вообще уметь работать в команде.

ректор Белгосуниверситета Сергей Абламейко

С 2011 года в БГУ действуют новые специальности «аэрокосмические информационные системы» и «космоаэрокартография». На факультете радиофизики и компьютерных технологий создан первый в стране Центр аэрокосмического образования. Мы имеем хорошее техническое оснащение, сотрудничаем с НАН Беларуси и российскими университетами.

— Кстати, давно интересуюсь: исследования в космосе, запуск спутников и наличие космодрома — престиж страны или коммерческая необходимость?

— И то, и другое одновременно. Только скажу: наличие космодрома в стране еще не означает покорение космических вершин. Конечно, перед исследованиями в этой области, как и перед другими дисциплинами, стоят задачи коммерческого характера. А почему нет?

Сегодня в БГУ функционирует единственный в Беларуси Центр аэрокосмического образования, где готовят высококлассных специалистов для нужд современной космической сферы. В разрезе международного разделения научного труда в Беларуси производятся эксклюзивные приборные базы, фотокамеры, видео— и фотоспектральные системы. Они эксплуатируются на орбитальных научных станциях «Салют-4, -6, -7», орбитальном комплексе «Мир» и Международной космической станции. Фотоспектральная система ФСС и блок оптических датчиков «Фотон гамма» работает с 2010 года. В результате этих исследований получен большой объем информации об оптическом поле атмосферы и поверхности Земли. Ее обработка также имеет цену на международном рынке. Наш научный потенциал позволяет зарабатывать деньги на расшифровке этой информации для других стран.

— Давайте вернемся из космоса в аудиторию БГУ. Раньше преподаватель для студентов имел непоколебимый авторитет, с которым нельзя было спорить. Сегодня современный преподаватель — это...

— ...Собеседник, который организовывает живой и интересный учебный процесс. Процесс, в котором студенты являются равноправными участниками занятий. Преподаватель должен заинтересовать студентов. Понятно, что есть план, рабочая программа. От них нельзя отклоняться. Также известно, что молодежи недостаточно, как 10-20 лет назад, лишь написать на доске формулы. Им нужны наглядные материалы и аргументированные тематические изображения. Сегодняшний преподаватель в своей работе активно использует различные мультимедийные средства. И, кстати, свою преподавательскую деятельность я не представляю без этих современных пособий.

— Наконец, Сергей Владимирович, что нужно сделать, чтобы наш самый крупный университет в стране попал в сотню лучших университетов мира?

— Это достаточно непростой путь, и «на раз-два» не получится. Поймите одно: знаменитые системы ранжирования рассчитаны на англоязычные университеты. При составе рейтинга учитывается уровень научной деятельности, количество публикаций в англоязычных журналах. Безусловно, влияет и финансирование. Не надо быть большим аналитиком, чтобы отметить тот факт, что бюджет Белорусского государственного университета значительно меньше, чем у аналогичных европейских или американских ведущих учебных заведений. А если средств в ВУЗе достаточно, то оборудование и организация учебного процесса будут на порядок выше. Например, можно даже пригласить читать лекции нобелевских лауреатов.

По итогам мирового вебометрического рейтинга университетов «Webometrics Ranking of World Universities» БГУ занял 612 место и вошел в тройку лучших университетов СНГ. В расчетной таблице учитывались сведения о 22 000 высших учебных заведений, а всего в мире насчитывается более 30 000 ВУЗов. БГУ уступил только Московскому государственному университету имени М. В. Ломоносова (129 место) и Санкт-Петербургскому государственному университету (539 место). Так что нам есть куда расти и над чем работать.

Вероника Пустовит. Газета «Звязда», 29 мая 2015 года.
Оригинал на белорусском языке: zviazda.by/2015/05/85377.html

Смотрите другие статьи по образованию и методике преподавания физики в школе.