Часть 2. Анкетирование учащихся для развития интереса к физике

Это вторая часть статьи Нетрадиционные уроки физики как способ повышения интереса учащихся к изучению предмета белорусского учителя физики Светланы Боровик.

Ежегодно (в разных классах и в разное время) я провожу тестирование учащихся с целью определения их интереса к изучаемому материалу, теме, методике ведения урока, а также их затруднениий при изучении.

АНКЕТА ДЛЯ УЧАЩЕГОСЯ

  1. Что нужно сделать для развития интереса к физике?
    1. Нравится ли вам физика?
    2. Если да, то почему? (Если нет, то почему?):
      1. интересно или нет;
      2. много опытов или мало;
      3. учитель объясняет хорошо или плохо;
      4. трудно или легко.
    3. Хотите ли Вы посещать факультатив? Физический кружок?
    4. Хотите ли Вы принимать участие во внеклассной работе по физике?
    5. Помогает ли Вам физика в жизни? В чем?
  2. Почему я затрудняюсь в решении задач по физике?
    1. Не имею достаточной математической подготовки и затрудняюсь в вычислениях.
    2. Затрудняюсь анализировать условие задачи, вникнуть в смысл описываемых в ней процессов и явлений.
    3. Не знаю, какие закономерности, формулы необходимо использовать при решении задач.
    4. Не умею делать чертежи, графики и образно представить условие задачи.
    5. Затрудняюсь делать проверку единиц.

Анкетирование может быть анонимным.

Оно помогает более четко конструировать и проводить уроки при сохранении интереса учащихся к предмету. Особое внимание уделяется активизации деятельности всех учащихся, включая слабых, «равнодушных», «трудных», с тем, чтобы все были заинтересованы и включены в том или ином виде в активную работу.

Одна из причин потери интереса - это непригодность ряда традиционных приемов обучения для нынешнего контингента учащихся: ведь у сегодняшней молодежи сильно развито чувство самосознания и собственного достоинства, она о многом имеет представление, поэтому занятия, базирующиеся на авторитарном нажиме, приказе, безапелляционных указаниях и бездоказательных утверждениях, вызывают лишь раздражение и скуку. Они неприемлемы. Это побудило искать новые методы и средства обучения, сочетающие идеи высокой взаимной требовательности и уважения, опирающиеся на возросшую самостоятельность ребят.

Сформировать глубокие познавательные интересы к физике у всех учащихся невозможно и, наверное, не нужно. Важно, чтобы всем ученикам было интересно заниматься физикой на каждом уроке. У многих учеников первая, ситуативная заинтересованность предметом перерастает в глубокий и стойкий интерес к науке физике.

В этом плане особое место принадлежит такому эффективному педагогическому средству, как занимательность. Следует различать две составляющие занимательности: внутреннюю (содержание самого предмета) и внешнюю (методические приемы учителя: элементы соревнования, дидактические игры, разнообразие форм и методов урока). В любом случае занимательность не имеет ничего общего с развлекательностью, желанием упростить предмет. Можно дать определение понятию занимательности, исходя из первоначального смысла слова «занимательный», которое толкуется как способность занять, привлечь внимание, заинтересовать. Занимательность - это свойство предметов, явлений, процессов, которое способно вызвать у учащихся чувство удивления, обострить внимание. Вместе с тем занимательность - это прием учителя, который, воздействуя на чувства ученика, способствует созданию положительного настроения к учению и готовности к активной мыслительной деятельности у всех учащихся независимо от их знаний, способностей и интересов.

Учитель должен учитывать требования к занимательному материалу, чтобы его использование дало прочный обучающий эффект. Занимательный материал должен привлекать внимание ученика постановкой вопроса и направлять мысль на поиск ответа. Используя занимательный материал на нетрадиционном уроке или советуя его прочесть, я всегда обязательно ставлю вопрос: «Как?», «Почему?», «Отчего?».

В этом случае занимательный материал не становится развлекательной иллюстрацией к уроку, а вызывает познавательную активность учащихся, помогает им выяснить причинно-следственные связи. Занимательный материал, приводимый учителем на нестандартном уроке, должен требовать напряженной деятельности воображения в сочетании с умением использовать полученные знания. Примером такого вида занимательных материалов и заданий являются рассказы-загадки, задачи-шутки, кроссворды по пройденной теме, рассказы и картинки с ошибками, некоторые виды дидактических игр. Подобные задания могут быть составлены самими учащимися, и это, несомненно, повышает их ценность. Иногда для ответа на вопрос, содержащийся в тексте, занимательный материал должен требовать достаточно обширных знаний. Это побуждает учащихся читать дополнительную литературу, самостоятельно искать ответы за рамками учебника.


Далее: методика проведения нестандартных уроков физики (часть 3).  |  Все статьи по преподаванию