Олимпиадное движение в системе образования и в школе (часть 2)

Это вторая (заключительная) часть главы "Мой взгляд на олимпиадное движение, методы работы" научного руководителя AFPortal.ru, учителя физики и астрономии высшей категории г. Бобруйска Владимира Грабцевича из его Методического пособия для подготовки к олимпиаде по физике.

Вернуться к началу статьи

4. Вовлечение в олимпиадное движение

Совсем не легко давать какие-либо конкретные рекомендации по подготовке к олимпиадам, воспитании олимпийца. Тем не менее, есть несколько подходов при решении данной проблемы:

  • Успешная подготовка — это решение как можно большего числа олимпиадных задач.
  • Успешная подготовка — это более подробное дополнительное изучение тем школьного курса. При этом не следует решать сложные задачи. За сложностью решения может потеряться суть явления. Сложные задачи можно подключить на заключительном этапе подготовки.
  • Изучение различных методов решения задач.
  • Правда, возможен и комбинированный способ.

Ученик 7 класса любознателен, интересен, непосредственен. Важно поддержать этот интерес и увлечь, ненавязчиво, физикой.

  • Принцип № 1: ненавязчивость и добровольность. Личность учителя, его желание и умение заинтересовать является толчком к началу занятий. Учитывая возраст и багаж математических и физических знаний, возникает необходимость в правильном подборе заданий и упражнений на первом этапе.

  • Принцип № 2: высокая мотивация обучения. Желание заниматься напрямую связано мотивацией учащегося. На примере старших товарищей, удачное выступление на олимпиадах, конференциях, конкурсах и, наконец, поступление в престижное учебное заведение является достаточной мотивацией для занятий. Обратная связь с родителями ученика играет не последнюю роль. Ученик – учитель – родитель являются звеньями одной команды.

  • Принцип № 3: продуманность и систематичность занятий. Задания должны быть продуманы, простой набор олимпиадных задач, на мой взгляд, не проходит. Систематичность занятий обязательна.

Первых два принципа призваны заинтересовать и мотивировать дополнительные занятия ученика. Третий принцип определяет весь ход подготовки. Правильно подобранные задания их уровень сложности и последовательность, зависят от личности ученика. Поэтому рекомендовать универсальную схему подготовки для всех учащихся, по крайней мере, некорректно. Кроме всего прочего ученика предстоит обучить различным навыкам. Это и оформление работы, проверка и поиск ошибок, проведение и анализ данных эксперимента, умение апеллирования своей работы.

Остановлюсь подробнее на некоторых принципах.

ПРИНЦИП 1-Й: ненавязчивость и добровольность. На первом уроке физики, когда происходит введение в предмет, есть смысл рассказать об успехах нашей школы. Привлечь для разговора старшеклассников, студентов, которые могут на личном примере поделиться ощущениями от участия в олимпиадном движении. Возможно, кто-то из учащихся класса уже добивался определенных успехов, выступая в олимпиадах по другим предметам, приятно будет выслушать и их. На личном примере рассказать, и поделиться своими ощущениями как участника и победителя различных соревнований.

Наряду с принципом «Пусть победит сильнейший» при подготовке и проведении олимпиад необходимо руководствоваться и другим принципом: «В олимпиаде есть победители, но нет побежденных», так как важно и просто участие. Олимпиады школьников представляют собой массовое движение и именно поэтому оказывают заметное влияние на общий уровень знаний учащихся средних школ. В связи с этим важнейшая задача учителя — привлечь к школьным турам олимпиад возможно большее число школьников.

ПРИНЦИП 2-Й: высокая мотивация обучения. Решение олимпиадных задач — это лишь небольшая и очень специфическая область занятий физикой. Дело в том, что олимпиадные задачи «выдумываются» жюри олимпиады и в подавляющем большинстве своем достаточно просты. Для их решения необходимо угадать красивую идею (обычно маскируемую автором задачи в условии). Предлагаемые же человеку природой проблемы чаще всего устроены по-иному и редко допускают простые и изящные решения. Однако олимпиадные задачи развивают умение глубже мыслить, интуицию, упорство и терпение, учат серьезному подходу при решении проблемы. Экспериментальные задания приближены к реальным задачам. Следует отметить, что реальные задачи решаются в результате многократно повторяемых, проверяемых и уточняемых экспериментов (они часто требуют от физиков нескольких лет подготовительной работы, а не трех-четырех часов «мозгового штурма», к которому сводится экспериментальный тур), громоздких математических выкладок (требующих от физиков гораздо более глубокого знания математики).

Тем не менее, нестандартность мышления, упорство при достижении цели, трудолюбие — качества, которые востребованы в реальной работе в реальной физике, если ею заинтересоваться по-настоящему.

ПРИНЦИП 3-Й: продуманность и систематичность занятий. Пожалуй, самый сложный принцип, требующий продуманности действий, долгосрочного перспективного планирования. Здесь в полной мере проявляются как талант, так и интуиция учителя. От умения спланировать, придерживаться выбранной линии, выполнения намеченного зависит успех начатого дела.

5. Практические рекомендации

Позволю себе несколько рекомендаций при планировании учебного процесса. В олимпиадное движение включаются ученики на раннем этапе изучения физики, а это семиклассники. Для них проводятся дополнительные занятия-консультации, на которых разбираются заявленные вопросы. Ребята работают по сборникам заданий, которые составлены автором. Среди этой группы есть целесообразность проводить заочные туры олимпиад. Очный тур необходимо провести в конце учебного года. Так отбирается костяк команды параллели, которая приступает к серьезной подготовке в следующем классе.

Учащиеся 8 класса переходят на очную форму занятий. Занятия проводятся регулярно. Происходит углубление ранее изученных тем. Разбираются задания олимпиад 7, 8 класса разных городов. Изучаются различные методические приемы: построение графиков в кинематике, переправы, погони, аналогии со световым лучом, симметрия в цепях, поиск минимума в задачах, графики в тепловых явлениях и т. д. На каникулах проводятся занятия со всей командой олимпиадников. Есть целесообразность объединения в разновозрастные группы.

В 9 классе количество занятий увеличивается. Проработка основных вопросов изученных тем, разбор олимпиад 7-9 классов городов, областей. Дверь в клуб олимпиадников открыт для всех желающих. Старшие классы используют эту возможность как один из этапов подготовки к выпускным экзаменам.

В заключение опишу несколько методических приемов которые я использую при подготовке олимпиадников.

  1. Погружение: индивидуальная работа ученика при поиске возможного решения поставленной задачи.
  2. Обмен опытом: работа в двойках, обмен и критика возникших идей.
  3. Мозговой штурм: обсуждение решений четверкой.
  4. Подсказка: беглое знакомство с авторским решением, с последующим самостоятельным решением.
  5. Консультации: консультация у старших и более опытных товарищей.
  6. Консультация преподавателя.

Используя различные формы в работе с учащимися, вовлекая в олимпиадное движение, прививая и воспитывая определенные качества мы делаем одно общее дело, растим патриота, гражданина, личность.


Далее: Методическое пособие для подготовки к олимпиаде по физике (оглавление).  |  Все статьи по преподаванию