Директор РИКЗ Николай Феськов: "Не игнорируйте репетиционное тестирование"

Статья из белорусской республиканской газеты "Звязда" в переводе на русский язык.

Мало кто из наших читателей может похвастаться тем, что без посторонней помощи ему удалось с первого раза справиться с заполнением декларации в налоговой инспекции. И даже со второй или третьей попытки это не у каждого получится. А если бы пришлось заполнять бланк ответов на централизованном тестировании, то проблем было бы, наверное, не меньше. Это, без преувеличения, целая наука, как вносить в клеточки единицы измерения (градусы, проценты, метры, тонны), цифровые ответы в виде дроби, символы химических элементов, или как вносить ответ, состоящий из двух слов, в каком падеже давать ответ на поставленный вопрос и так далее. А теперь представьте себе, что делать это приходится в стрессовой обстановке настоящего экзамена, от результата которого зависит, ни больше ни меньше, ваше профессиональное будущее. Когда у вас совсем нет времени задумываться над "мелкими" техническими моментами, так как часы неумолимо отсчитывают минуты, оставшиеся до окончания ответственного испытания...

Не потому ли в Республиканском институте контроля знаний уже давно не удивляются ошибкам, которые абитуриенты умудряются допускать при написании собственной фамилии или имени в области регистрации. Слово "Надежда" пишут как "Надежа", в имени "Денис" допускают сразу три ошибки. Есть абитуриенты, которые вообще из-за волнения забывают заполнить в бланке область регистрации. Одним словом, казусов на тестировании хватает...

- Лично я уверен, что для успеха на экзамене имеет значение абсолютно все: и системные знания, и психологическая закалка, и техническая подготовка, и правильная самоорганизация, - подчеркнул в беседе с журналистом "Звязды" директор Республиканского института контроля знаний Николай Феськов. - Именно поэтому я хотел бы дать абитуриентам один совет - не игнорируйте репетиционное тестирование. В январе в стране как раз стартовал второй этап репетиционного тестирования, который продлится до конца февраля. В ходе первого этапа, который завершился в декабре, были обработаны 53 тысячи человеко-тестов. И хотя по сравнению с предыдущим годом число участников тренировочных тестов несколько увеличилось, в Минске, например, было обработано только чуть более 5 тысяч бланков ответов (самое большое количество поступило из Белгосуниверситета - 2128). А в Гомельской области, которая по количеству потенциальных абитуриентов вполне сопоставима со столичным регионом, было пройдено 15 тысяч тренировочных человеко-тестов - втрое больше. Почему, интересно, минчане так безразлично относятся к "репетиции" будущего экзамена? По нашей информации, первый этап тестирования по желанию проигнорировало всего около 20 процентов учащихся выпускных классов на Гомельщине. Чтобы охватить максимум выпускников, региональный центр тестирования при Гомельском государственном техническом университете делает ставку на индивидуальную работу: во время второго и третьего этапа репетиционного тестирования там планируют даже отправлять персональные приглашения каждому одиннадцатикласснику. Наши коллеги из Гомеля выяснили, что около половины родителей выпускников не рассматривали ранее репетиционное тестирование как эффективную форму подготовки к поступлению. Такая инертная позиция и потенциальных абитуриентов и их родителей, которые надеются, наверное, только на институт репетиторства, разумеется, не может нас не огорчать. Тем более что мы проследили за результатами участников репетиционного тестирования в предыдущие годы и убедились, что молодые люди, которые участвовали во всех трех этапах "репетиции" экзаменов, показывают на централизованном тестировании в два раза более высокий балл, чем средний по предмету среди всех участников ЦТ. Те, кто участвовал в двух этапах, получают в полтора раза более высокий средний балл. А участники одного этапа репетиционного тестирования показывают, как правило, средний результат.

Уже первый этап репетиционного тестирования ярко продемонстрировал, существующие пробелы в знаниях и над чем надо работать сегодня, поскольку в мае уже будет поздно. Скажем, на тестировании по белорусскому языку его участникам надо было написать числительные "пятьсот" и "девятьсот" в творительном падеже. Какие только варианты не предлагали наши будущие абитуриенты: пяти стам, пятьсятью, пятьятьсю, пяттатью, пятисами, пятсот, пятисоте, пятьсотным, обпятисот, пятиц, пятисоткой, патьсот, птистами, девятьсотью, девятисотными, девятесотым, девятьсотью, девядсотый, девятюсоты и другие. Возможно, правописание числительных и не является легкой темой, тем не менее, с такими пробелами в знаниях проблематично будет на централизованном тестировании рассчитывать на более-менее хорошую оценку. Пробелы в знаниях становятся основной причиной восприятия тестов централизованного тестирования как "слишком сложных".

- Николай Степанович, но ведь вы не станете отрицать тот факт, что есть в тестах задания, с которыми могут справиться лишь единицы...

- Есть такое понятие как дифференцирующая способность заданий. Как правило, абсолютное большинство заданий в педагогическом тесте имеет показатель выполнения более 40 процентов. Такие задания полностью соответствуют целям вступительных экзаменов. И только одиночные задания можно отнести к наиболее сложным, имеющим невысокий процент выполнения, то есть, что их дифференцирующая способность - низкая. Однако такие задания выполняют важную функцию - ранжируют наиболее подготовленную часть абитуриентов. Такую же функцию выполняют задания первого и второго уровня сложности в отношении наименее подготовленной части тестируемых. Процент выполнения таких заданий находится в диапазоне 40-60. Хочу подчеркнуть, что заданий с полным отсутствием положительных ответов ни в 2010, ни в предыдущие годы выявлено не было. Хотя некоторые преподаватели и упрекают нас в том, что мы предлагаем на тестировании олимпиадные задачки.

Ежегодно мы вносим незначительные коррективы в структуру тестовых заданий, которые согласовываются с изменениями учебных программ и контингента участников тестирования. Понятно, что чем больше количество абитуриентов выпускников школ текущего года, тем более высоким будет и средний балл. Например, два последних года мы были вынуждены учитывать те изменения в учебной программе, которые были связаны с существованием 11-х штрих-классов. Но последний выпуск одиннадцатиклассников, обучавшихся по сокращенной программе, прошел в прошлом году.

В декабре 2010 Министерством образования были утверждены программы вступительных экзаменов для абитуриентов 2011 года. И уже на их основании мы работаем над спецификацией тестов для будущего централизованного тестирования. Третий репетиционный этап тестирования проходит уже всегда с учетом новой спецификации тестов. Возможно, еще и по этой причине третий этап становится самым массовым. Но наверстывать упущенное за месяц-два до поступления - это то же самое, что пытаться запрыгнуть в последний вагон поезда. Хочу успокоить, что по общему количеству заданий и времени, которое дается на их выполнение, тесты останутся неизменными, но может меняться, например, количество тестовых заданий на ту или иную тему. Могут вводиться задания на темы, которые снова вернулись в школьную программу.

- Некоторые абитуриенты и их родители признаются, что эффективность от репетиционного тестирования была бы значительно большей, если бы была возможность работы над собственными ошибками, как это делается в школе после контрольной работы. А так абитуриенты получают на руки только свои "плюсы" и "минусы" за правильно выполненные или не выполненные задания. Даже содержание теста восстановить невозможно...

- Наверное, консультирование абитуриентов должны взять на себя учебные заведения, на базе которых проходит репетиционное тестирование, а силами работников нашего института сделать это просто физически невозможно. Да это и не входит в наши функции. Региональный центр тестирования при Гродненском государственном университете имени Я. Купалы уже не первый год организует индивидуальные консультации для участников репетиционного тестирования, понятно, что не без нашего участия. Причем они уже вышли за пределы своего региона и могут проконсультировать любого абитуриента, независимо от пункта прохождения тестирования и места проживания. Цель такой консультации - ликвидация пробелов в знаниях и дальнейшая подготовка по тематике тестовых заданий, с которыми абитуриенты не справились на "репетиции" экзамена. Индивидуальная консультация представляет собой рассылку учебно-методического пакета, который содержит тематику разделов школьной программы по каждому неправильно выполненному заданию с указанием года или класса изучения соответствующего раздела, с рекомендованным списком учебной и методической литературы, с содержанием неправильно выполненных заданий, правильными ответами и указаниями к правильному решению. Кстати, показатель успеваемости абитуриентов, воспользовавшихся индивидуальной консультацией по итогам всех трех этапов репетиционного тестирования, намного выше на централизованном тестировании, чем средний по области. В БГУ на факультете доуниверситетского образования также проводятся консультационные занятия по материалам репетиционного тестирования. Замечу, что и в первом, и во втором случаях речь идет о символических суммах, по крайней мере, один час обучения с репетитором стоит гораздо дороже.

- Николай Степанович, дайте, пожалуйста, абитуриентам несколько советов, на что нужно обращать внимание при подготовке к тестированию...

- Мы давно заметили, что трудности у участников ЦТ вызывают задания с большим текстовым содержанием, хотя в тестах, в отличие от других форм экзаменов, текстовое содержание минимизировано. Как только текст выходит за рамки одного-двух предложений, абитуриентам трудно уловить его суть, понять, что от них требуется. Рискну предположить, что это может быть связано со снижением общей языковой культуры молодежи. Низкую культуру языка мы отметили на тестировании по физике и математике, так как задания там сформулированы максимально лаконично. Мы всегда стремимся к тому, чтобы задания и ответы на них занимали не более трети страницы. Особенность тестирования в том, чтобы выбрать рациональный путь решения. Поэтому если кто-то утверждает, что решение заняло у него несколько страниц, это значит, что абитуриент выбрал не самый короткий путь.

Математика по праву считается одним из наиболее сложных школьных предметов. И алгебра, и геометрия - науки, где обучение построено по точному алгоритму "от простого к сложному", при этом каждая следующая тема является прямым или косвенным продолжением предыдущей. Абитуриент, который выбрал математику в качестве вступительного экзамена, должен обладать рациональными вычислительными приемами, знать много формул или при необходимости уметь вывести нужную формулу, и уметь применять их в ходе решения уравнений, примеров, задач как части A (где надо выбрать правильный ответ из предложенных вариантов), так и части B (где ответ нужно найти самостоятельно). Алгоритм решения задачи должен возникать уже в процессе чтения условия. Первые задания вообще можно решать устно, но для этого нужно, так сказать, набить руку.

На тестировании по физике и химии, мы, например, наблюдаем нередко просчеты именно в математической подготовке абитуриентов, это значит, что правильно решив задачу "физически", абитуриенты допускают ошибки в решении системы уравнений, в математических преобразованиях формул, при выполнении действий с векторами, тригонометрическими функциями и так далее. Некоторые абитуриенты ошибаются при анализе графиков, не могут применить правила приблизительных вычислений, правильно округлить окончательный ответ. Для того, чтобы справиться с тестом по физике, необходимо отлично владеть всеми математическими операциями. Понятно, что в выигрыше будут абитуриенты, у которых развит навык устного счета. Однако хочу всех успокоить, что на тестировании по физике у нас нет заданий, где была бы сложная математика, которая отнимет много времени.

Часто абитуриенты несерьезно подходят к задаче: не вникая в суть условия, сразу приступают к ее решению. Вид задачи может показаться знакомым, но нужно убедиться в том, что это именно та задача, которую вы решали ранее. Условие ее может отличаться всего одним-двумя словами, но если это не заметить, в результате получится ошибочное решение.

Не думаю, что надо специально готовить школьников к централизованному тестированию. Практика показывает, что если человек хорошо знает предмет, форма проверки знаний не должна оказывать влияние на результат. Другое дело, что абитуриентам надо освоиться для работы с тестом - для этого и существует репетиционное тестирование. Настоящей проблемой, как мы заметили, для абитуриентов является отмена ошибочных ответов. Поэтому необходимо учиться делать это заранее, чтобы не испортить свой тестовый балл. Мы каждый год после централизованного тестирования издаем сборники тестов, чтобы абитуриенты могли по "горячим следам" ознакомиться с заданиями. К тому же недавно мы выпустили толстые сборники по всем предметам, которые включают в себя сразу все тесты прошлых лет. Могу вас заверить, что ничего принципиально нового в нашей базе нет. Специалисты вообще утверждают, что в физике и математике существует определенное количество задач, а все остальное - это интерпретации. И если абитуриент умеет решать задачи из учебника с 5-го по 11 класс, а также перерешает все тесты предыдущих лет, то на тестировании мы уже ничем удивить его не сможем. Однако тесты - это лишь форма контроля, а вовсе не обучения, а тестовые сборники - лишь вспомогательное средство для диагностики знаний. Главное - выполнять требования школьной программы. В ходе подготовки наибольшее внимание следует уделять тем вопросам, с которыми не справились на тестировании абитуриенты прошлых лет. Мы ежегодно готовим сборники с анализом наиболее характерных ошибок, допущенных абитуриентами, но эти ошибки все равно повторяются из года в год.

Я считаю, что к репетиционному тестированию нужно относиться, в первую очередь, как к прекрасному средству самодиагностики и отработки тестовых технологий. Каждая новая "репетиция" экзамена - это способ еще раз себя проверить. Воспользоваться ею или нет - личное дело каждого. Хочу повторить еще раз, что я рекомендовал бы не игнорировать такую возможность...

Надежда Николаева, газета "Звязда", 19 января 2011 года.

Оригинал на белорусском языке: zvyazda.minsk.by/ru/pril/article.php?id=72752

Надоело разбираться?