Задача B7: централизованное тестирование 2008 г. в Беларуси, 3-й вариант

B7.   Два заряженных шарика, гравитационным взаимодействием между которыми можно пренебречь, находящиеся в вакууме на расстоянии, значительно превышающем их размеры, отталкиваются друг от друга с силой, модуль которой F1 = 24 мН. В начальном состоянии заряды шариков |q1| = |q2|. Если, не изменяя расстояния между шариками, половину заряда с одного из них перенести на другой, то модуль силы F2 электростатического взаимодействия между шариками станет равным ... мН.


Решение

По закону Кулона:
F1 = kqq.
r2
После переноса половины заряда с одного шарика на другой заряды на них будут соответственно равны:
 q1 = q − q= q
22
и
q2 = q + q= 3q.
22
Сила взаимодействия будет определяться законом Кулона:
 F2 = k(3q/4)q= 3kqq =3F1.
r24r24
После вычисления:
F2 = 0,75 × 24 = 18 (мН).

Правильный ответ: 18 мН.

  Примечания  (подробности на главной странице теста):

  1. затраченное время: 1.5 минуты.
  2. оценка задачи: 6 из 10 баллов.
  3. уровень задачи: 3 (базовый).
  4. субъективная сложность: 5 из 10 баллов.


Следующая задача: B8.   | Вы смотрите тест 2008 года в Беларуси.


К сожалению, в очередной раз приходится констатировать, что в формулировках задач такого ответственного уровня имеются двусмысленности.

Пример.

Однотипная задача варианта 1 (текст которой я не привожу).

Сначала говорится, что "...шары притягиваются друг к другу с силой, модуль которой F1". Потом после описания манипуляции с зарядами говорится, что "модуль силы взаимодействия F1... изменился на ΔF=66 мН". Спрашивают: "модуль силы F1 был равен...."

Чтобы решить задачу "правильно", тестируемому надо ДОГАДАТЬСЯ, что ΔF — это на самом деле не ДЕЛЬТА (т.е. не изменение силы), а новое, АБСОЛЮТНОЕ значение. Которое составителям задания надо было сразу назвать F2, как в варианте 3. И никого не путать!!!

Как сказала года два назад мой учитель истории, нужно "видеть между строчек"...
Я бы принял советы по "адаптированию" к условию задач(и)... Если бы не знал, что был такой гениальный педагог, как Я. И. Перельман. Ясно, точно и логично!

Проблема — в составителях! Об этом надо говорить прямо!