[Обсуждение] Правила оформления олимпиадных работ

Предлагаю педагогам и ученикам в этой ветке поделиться своим опытом и мнениями по поводу, как стоит оформлять олимпиадную работу. Советы относятся в первую очередь к 8 или 9 классу, т.е. к тем, кто пошел на олимпиаду впервые и не в курсе про всякие маленькие хитрости и негласные правила. Что важно, что не важно, что просто желательно.

Со своей стороны, для затравки предлагаю в качестве мишени для критики следующую статью: Правила оформления работ на олимпиаде (190 кб).

Ну так что, советы бесполезны?
Давольно-таки с юмором подошли составители статьи, вполне приемлемо. Напишу не по теме, но раз сам с таким сталкивался:
"Чем лучше, разборчивее, чище, грамотнее оформлена работа, тем лучше отношение преподавателя к ней. Соответственно выше шанс получить балл повыше, чем за такое же грязное или неразборчивое решение. Ну и наоборот, в грязном и неразборчивом решении, уже уставший после проверки десятков работ, член жюри, который проверяет работу поздно вечером, может не заметить или не понять вашу мысль и поставить низкий балл".
Я, конечно, не призываю к "грязной" работе, но и снижать баллы за такое глупо.

Понравилось это: "Вообще есть лишь 3 ошибки, которые грозят существенным снижением за «почти верное» решение. Вот они:

  1. Грубая ошибка в самом решении. Например, записать второй закон Ньютона в виде: m + a = F.
  2. Несовпадение размерностей. Например, P = FS (Па = Н • м2).
  3. Совершенно нереалистичный ответ. Например, скорость человека, бегущего по земле, не может быть больше 10 - 11 м/с, температура воды в кипящем чайнике не может быть 300° С и т.д.".
А так статья хорошая, не придерешься в большей части.

За грязь ведь не снижают. Но в грязной работе тяжело разобраться, можно чего не увидеть, а поэтому поставят низкий балл. Его можно будет отспорить на апелляции. А вот если нарваться на препа, который "принципиальный" и защищает честь мундира, то можно и не отспорить, особено если язык плохо подвешен. Поэтому уж лучше без грязи оформлять. Я так думаю.
Помню на олимпиаде по математике пришлось отстаивать своё, чуток намазал, а баллы снизить хотели.
1 комментарий:

Участвуя в различного уровня олимпиадах в качестве члена жюри, могу с уверенностью заявить, чем выше уровень компетентности преподавателя, тем меньше такого юмора − снижение общей оценки за грязь.

2 комментарий:

Задача члена жюри оценить все этапы решения задачи по разбалловке (в случае решения, близко совпадающего с авторским), либо (нестандартное решение) оценить по своему критерию, согласованному с председателем по классу, по олимпиаде. В спорных случаях — в пользу ученика, или выносится на апелляцию.

1) Думаю, так оно и есть. Во всяком случае, подобные вещи бывают частенько на городских, реже на областных. На республиканских почти никогда.

2) Дельное замечание. Можно добавить, что могут намеренно поставить 0, чтобы пригласить на апелляцию и обсудить, что же написано в работе.

По поводу аппеляции как по мне можно написать лучше: Аппеляция.pdf (100 кб).
Перед апелляцией теоретического тура.

Для ученика:

1. Апелляция — это еще одна возможность пообщаться с единомышленниками.

2. Критически взглянуть на свою работу, разобраться в своих ошибках (работа руководителя перед апелляцией).

3. Перед апелляцией разобраться с разбалловкой, предложенной организаторами олимпиады.

4. Разобраться в слабых и сильных местах в решенных Вами задачах олимпиады.

5. Если у Вас отличный от авторского способ решения задачи, то продумайте возможности сведения Вашего способа решения в частностях к авторскому. Ваша задача требует индивидуальной разбалловки.

6. Продумайте линию поведения на апелляции со своим руководителем.

Апелляция — возможность пообщаться с единомышленниками? Препы — единомышленники? Я что-то не припоминаю, чтобы так воспринимал апелляцию.

По поводу аргументации, Владимир Иванович, может, покажете основные приемы-маневры для обоснования своих требований? У меня в части апелляций весьма скромный опыт, поэтому сам затрудняюсь.

Был такой случай был на Республике (аналог − Всероссийская) с моим учеником.

Задача решена полностью, ответ получен с точностью до десятой, а количество баллов 5 из 20. В чем причина, разбирались перед аппеляцией, так и не нашли ничего принципиального, с тем и пошли на апелляцию.

На апелляции выяснилась причина − в исходном уравнении введена сила сопротивления (свободное падение), которая при решении системы уравнений сократилась и в дальнейшем никак не повлияла на конечный результат.

Ответственный за задачу отказался повысить баллы за решенную (!) задачу, после этого спор решал ответственный за класс − результат тот же. После этого был вызван председатель жюри. Официально отказ был с такой формулировкой − Вы не знаете физического процесса. Аргументы закончились.

Руководитель просто обязан помочь ученику разобраться в ньюансах как задачи, так и разбалловки. Олимпиада — это тяжелая работа.

а что за задача? какой год/класс?